Подходит к концу лето, остался только август. И, неважно какая будет погода, хотя хочется, чтобы тёплая. Всё равно наступит сентябрь. А значит и новый учебный год. Окончание «старого» учебного года было очень хлопотным. Последний звонок, экзамены, выпускные, всё это как-то в этом году затянулось по времени. Я очень благодарю свой коллектив за организацию экзаменов. Всех, кто сопровождал ребят на экзамены и ждал их, переживал и радовался результатам. Мы с Вами все большие молодцы, спасибо Вам, коллеги!!!
Ну, а теперь о наступающем учебном 2023 – 2024 году. Планов как всегда «море». Понятно, что Эрмитаж, Пушкинские горы, наши поездки, библиотека, проекты – остаются. Будет ли что –то новое, конечно будет! Нам необходимо избрать председателя Совета Школы. Я думаю, что 7 сентября на нашем круглом столе мы это и сделаем, поэтому ждём предложений. Наши родители молодцы, потому что всегда интересуются, чем живёт школа.
А теперь я хочу написать об одном направлении, с которым мы работаем давно, только не особенно любим всем рассказывать.
И так, к делу. Ещё в далёком 1996 году после университета я попала на лекцию к дефектологу (раньше так называли всех специалистов, которые занимались проблемами обучения и развития детей.) У меня было ощущение, что она говорит о том, что я где-то внутри себя понимала, но объяснить не могла. Но, речь велась только о детях с психологическими проблемами, а меня волновали просто дети, у которых не получается учиться. А дальше стала читать очень много литературы. Было познавательно, но не очень понятно. Много интересного узнала о мозге, о работе левого и правого полушария, использовала в работе игры и задания, которые помогают ребёнку левше или амбидекстру (это когда ребёнок пользуется правой и левой рукой одинаково). Опыт накопился большой, а знаний очень не хватало. Наконец, нашла обучение и целых 340 часов занималась только изучением работы мозга, межполушарным взаимодействием и решением проблем в обучении детей с асимметрией этого взаимодействия. Наука шагнула далеко вперёд, есть много научных работ, которые подтверждают давно известную истину, как говорили в старину «каждому овощу своё время», это значит, что у каждого ребёнка мозг может «созревать» в разное время, более того не все отделы мозга развиваются одновременно, и это не зависит от возрастных норм. Если у ребёнка нет органических поражений, то это не патология, а норма данного ребёнка.
В детском возрасте многие нарушения формирования ВПФ ( высших психических функций), в том числе и речи, как раз и возникают в связи с теми или иными нарушениями межполушарного взаимодействия. А ведь развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. В практической работе педагогов, психологов, учителей редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной ассиметрии мозга, по которым можно определить особенности протекания высших психических функций, таких как мышление, внимание память. Я не буду загружать вас различными терминами и знаниями, которые вам вряд ли понадобятся, просто расскажу.
А.С Сиротюк в своих научных трудах описывает три основных типа организации мозга, важных для индивидуализации процесса обучения: левополушарный, правополушарный, равнополушарный и «латеральный» профиль.
И так, левое полушарие отвечает за речь, письмо, счёт, логику, абстрактное мышление. Основная функция левого полушария - преобразование информации, оно ответственно за единственно правильное решение, прогнозирование будущих событий, выдвижение гипотез.
Доминирование же правого полушария определяет склонность к творчеству, отвечает за ориентацию в пространстве, легко воспринимает пространственные отношения, непроизвольную эмоциональную память, обеспечивает чувственное образное мышление, отвечает за проверку гипотез, имеет дело с актуальным временем «здесь» и «сейчас».
У равнополушарного отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, оба синхронно участвуют в выборе стратегий мышления. Всё это так, но деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных , конечно, условно, мозг полушарий работает как единое целое. Тогда, что же такое латеральный профиль? Это определение ведущих полушария, глаза, уха, руки и ноги с построением профиля латеральной организации, что позволяет воспитателям, учителям, родителям установить психофизиологические особенности ребенка и создать необходимые условия для обучения и развития. Каждый вариант профиля характеризуется определёнными сочетаниями букв, где П - преобладание правых функций - рука, А – их равенство -ухо, Л – преобладание левых функций – глаза.
ПРИМЕР: латеральный индивидуальный профиль, обозначенный буквами ЛПА обозначает , что у такого ребёнка ведущим является левая рука, правое ухо, правый глаз. Представляете, как воспринимает учебную информацию такой ученик. Ни для кого не секрет, что в школе дети пребывают в состоянии хронического эмоционального информационного стресса, кроме того, стрессам способствует постоянная угроза наказания за ошибочные ответы и действия. Многочисленные научные исследования показали,что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие детского мозга. Поэтому дети в стрессовой ситуации ведут себя по-разному. Очень хочется, чтобы учитель смог «сгладить» создание стрессовой ситуации и помочь детям в организации учебной деятельности с учётом их психофизиологических особенностей.
Для правополушарных детей необходимо делать упор на на их престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость. . Для них важна высокая оценка и похвала. Но, правополушарные дети не контролируют правильность своей речи, задания, требующие самоконтроля, будут выполнять плохо, в устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов, возможны смысловые пропуски, особенно если ученик ещё и импульсивен. Левополушарных детей привлекает сам процесс усвоения знаний, у них высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Детей можно разделить на три условные группы, хотя, что тут условного? Все внимательные учителя знают, что есть ученики, которые воспринимают хорошо учебную информацию на слух , это -«аудиалы». Понятно, что для них 5 раз переписать упражнение с целью исправить ошибки, просто невозможно. Результат печальный. Учитель не понимает, почему каждый раз упражнение переписывается с ещё большим количеством ошибок, ученик устал и «ненавидит» это упражнение, а заодно и школу (часто и учителя тоже). Можно ведь решить вопрос по –другому, - просто продиктовать ребёнку. Попробуйте, результат Вас удивит. Таких детей сажать нужно за первую парту, шум раздражает их и мешает работе.
Дети - «визуалы». Для них важно видеть, что они пишут. Для них беда - это диктанты. Ну плохо они воспринимают информацию на слух. Поэтому в диктантах так много ошибок. Понятно, что такой ученик должен сидеть близко к доске. И, если учитель строгим голосом говорит : «Быстро перепишите задание, сейчас сотру с доски», то это просто трагедия, воспроизвести написанное он не сможет.
Дети - «кинестетики» - это самый большой «раздражитель» для учителя, потому что ученик весь урок вертит в руках какую-нибудь бумажку, карандаш или что- то рисует. Ощущение, что он вообще не слушает учителя и не думает. Дети «кинестетики» думают «через руки», да и не только дети ( думаю что у вас есть и взрослые знакомые люди, которые кажется и не слушают вовсе, но потом неожиданно выдают решение). Для детей «кинестетиков» очень важно, чтобы было движение. Отберёте бумажку, начнёт качаться на стуле и, если вы запретите всё это, то ответить правильно он не сможет. Я однажды «потеряла свой авторитет» в глазах одной супер - учительницы. Она безуспешно боролась с одним маленьким учеником, пытаясь отучить его от этой «дурацкой привычки». Понимая, что ей объяснять про особенности ученика бесполезно, а слушать изо дня в день её невозможно, я просто сказала ей: «Вы не обращайте внимания на это, Вам что бумажки жалко». В ответ услышала, что подрываю её авторитет, это вопрос принципиальный и т.д. Ученика «кинестетика» нужно посадить за последнюю парту, он не будет никого отвлекать и раздражать учителя.
Ещё о глобальном чтении.
В последнее время накоплен большой опыт в использовании технологий обучения чтению свидетельствующий, что одним детям легче научиться читать, используя традиционный способ, аналитический или буквенно – слоговой, другим детям – способ глобального чтения. Первый можно назвать левополушарным, а второй правополушарным. Есть дети, которые не зная букв, легко узнают в книгах знакомые слова и даже предложения и, не одолев алфавит, начинают бегло читать. Так появились в своё время «Кубики Зайцева»,помните, родителям давали советы писать отдельные слова и развешивать их по квартире,читать на улицах вывески. Другие дети не способны к такому способу, им легче запомнить буквы, складывать их в слоги, и составлять слова. Если препятствовать глобальному чтению, то темпы приобретения навыка будут медленнее и, главное, мотивация к чтению у ребёнка будет низкой. Если же не мешать глобальному чтению,то ребёнок параллельно с ним запомнит отдельные буквы и плавно перейдёт к аналитическому буквенно – слоговому чтению. Владение двумя способами чтения поможет ребёнку добиться успеха. И ещё, пожалуйста, запомните: пока у ребёнка не будет беглого чтения - не будет и грамотного письма. Здесь прямая взаимосвязь.
И, немножко о дискалькулии.
Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятий «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:нарушение в обработке зрительной информации; пониженная концентрация внимания; нарушение логического мышления;проблемы с усвоением и запоминанием информации, проще говоря – нарушение ВПФ –Высших психических функций.Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме». У них есть сложности с различением и написанием цифр. Они не умеют определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах, не способны определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка, у них плохое восприятие понятий «меньше», «больше», они не умеют решать задачи без иллюстративного сопровождения , не могут выполнять действия с абстрактными категориями,не способны визуально определять количество предметов, составлять из них группы без пересчёта по одному.
Вот такая она дискалькулия! А учителя и родители часто видят только одно – «не может выучить таблицу уможения!» Вот , пожалуй и всё для первого раза. Хотела ещё написать про СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), который сегодня ставят «всем подряд». Хотя причина возникновения та же, только добавляется нарушение эмоционально – волевой сферы. К таким детям нужно быть ещё более внимательными, иначе, проблема станет ещё острее, когда ребёнок станет подростком.
Закончу на положительной мажорной ноте, чтобы не сильно огорчались мои уважаемые коллеги – учителя и порадовались родители. Если у ребёнка нет органических поражения головного мозга или травмы, тогда нужно терпеливо ждать, когда дозреет мозг. Помните, я с этого начала. Но ждать надо не бездействуя, а заниматься с ребёнком, играть в различные игры, способствующие межполушарному взаимодействию. И самое главное, не ругать ребёнка, не оскорблять обидными словами: «тупой».»бестолковый» и т.п. Нельзя унижать человеческое достоинство ребёнка, а ребёнок хоть и маленький, но человек, он абсолютно справедливо рассчитывает, что родители его любят, на то они и родители. И ещё одно: хорошо бы начинать эту работу с ребёнком дошкольного возраста, начальной школы. Тогда в 5,6,7 классах не будет такого большого количества неуспешных детей.
Я написала это всё в преддверии нового учебного года, потому что это важно для всех. Важно, потому что мы работаем именно так, подстраиваясь к каждому ребёнку. Ученики, которые приходят к нам с двойками очень быстро начинают хорошо учиться. Нет, мы никому не «рисуем» оценки. Мы просто учим по – другому. В этом году один очень взрослый ученик, выпускник сказал мне: « Людмила Петровна, я никогда в жизни так хорошо не учился, я не про оценки, я о том, что так спокойно и интересно мне никогда не было. Эх, жаль поздно к Вам пришёл!» Заплакать для меня было непедагогично, хотя хотелось. Заплакать от счастья. Потому что то, что я придумала 30 лет назад, работает. Потому что мой уважаемый педагогический коллектив уже 30 лет, реализует мою мечту, а ещё идею Станислава Теофиловича Шацкого «Школа для ребёнка, а не ребёнок для школы».
Ваш директор.