Дорогие друзья, к сожалению мне не удалось разместить любопытную информацию на сайте в декабре, но хочется , чтобы вы с ней познакомились.
Это конечно восстание декабристов, которое произошло 25 декабря 1825 года. Но мы будем говорить не о самом событии, а о домах, в Петербурге которые так или иначе связаны с декабристами. Обычно, когда говорят о декабристах, вспоминают Сенатскую площадь, где и произошло восстание.
Памятник на месте их казни на кронверке
И памятник на предполагаемом месте их захоронения, на Уральской улице.
Есть в Петербурге несколько старинных домов, которые неотделимы от истории декабризма на всем протяжении существования тайных обществ, начиная от дружеских кружков, предшествовавших их созданию и кончая собраниями, где разрабатывались планы подготовки восстания 14 декабря. Декабристы встречались в них постоянно. Эти дома были центрами передовой литературной и общественной жизни столицы.
Первым среди них следует назвать трехэтажный особняк на набережной Фонтанки (д.20). Он принадлежал министру народного просвещения князю А.Н. Голицыну. Здание построено в 1787-1790 гг. с характерной для этого периода классической колоннадой; автор проекта неизвестен. Угловые части дома скруглены и являются, возможно, результатом позднейшей переделки фасада. Южная часть здания с воротами во двор также пристроена позднее.
Первым владельцем дома был обер-прокурор Сената П.В. Неклюдов. В 1792г. особняк перешел в собственность Е.И. Вадковской, которая в 1811г. продала его казне. Первоначально предполагалось поместить здесь департамент уделов, однако в 1812 дом был передан близкому другу Александра I — вновь назначенному министру просвещения и духовных дел князю А.Н. Голицыну.
Во второй половине 1810-х годов Голицын предоставил третий этаж своему приятелю А.И. Тургеневу, служившему в министерстве Голицына директором департамента духовных дел иностранных вероисповеданий. С тех пор этот дом известен в истории города как «дом Тургеневых».
Семья Тургеневых внесла большой вклад в русскую культуру конца XVIII — первой половины XIX в. Глава семьи И.П. Тургенев был директором Московского университета, известным деятелем просвещения, масоном и другом Н.И. Новикова. Старший его сын — Сергей Иванович, известный юрист и дипломат,- был близок со многими декабристами.
А.И. Тургенев (1785-1846), влиятельный петербургский сановник, широко известный в литературных и научных кругах, друг семьи Пушкиных и Жуковского, принадлежал к интереснейшим людям своего времени. Он воспитывался в Московском благородном пансионе, затем служил в министерстве юстиций, принимал участие в комиссии составления законов, сопровождал Александра I в заграничных поездках. В 1810г. поступил в министерство Голицына и одновременно служил помощником статс-секретаря в Государственном совете. В 1824г., после реорганизации министерства духовных дел и народного просвещения, остался только членом комиссии составления законов. В 1816г. к А.И. Тургеневу приехал из Пруссии его брат Н.И. Тургенев, и с тех пор их квартира стала постоянным местом сборов передовой молодежи столицы.
Н.И. Тургенев (1789-1871), известный декабрист и ученый-экономист, был, по выраженению И.С. Тургенева, его памяти некролог, «один из самых замечательных и… благороднейших русских людей».
Лишь спустя 30 лет, уже после смерти Николая I, изгнанник мог вновь посетить родину. Умер Н.И. Тургенев в Париже, оставив интереснейшее сочинение «Россия и русские».
Сравнительно недалеко от дома, где жили Тургеневы, на противоположном берегу Фонтанки, у Аничкова моста, стоит дом, в котором жили декабристы Муравьевы (наб. Фонтанки, д.25). В начале XIX в., когда он перешел в собственность семьи Муравьевых, дом был трехэтажным и сравнительно небольшим. Архитектурный облик этой типичной для конца XVIII в. постройки был чрезвычайно прост: фасад украшал лишь скромный фронтон. Первоначально дом принадлежал петербургскому купцу А. Кружевникову. Екатерина Федоровна Муравьева, мать братьев-декабристов Никиты и Александра, приобрела его в октябре 1814г., переехав в Петербург из Москвы после смерти мужа. Первые три этажа и в наши дни сохраняют свой прежний облик, верхние два надстроены. Внутренняя отделка дома значительно изменена.
Семья Муравьевых принадлежала к лучшим представителям дворянской интеллигенции конца XVIII — первой четверти XIX в.
Н.М. Муравьев был одним из образованнейших людей своего времени. История, политическая экономия, публицистика, право, социология — вот далеко не полный перечень областей, в которых он работал. М.С. Лунин писал, что Н. Муравьев «один стоил целой академии». А.С. Пушкин называл его человеком «умным и пылким» и с уважением относился к его трудам по истории России. «Любовь к науке, приятный характер, восторженный патриотизм» — такие характерные черты своего старшего брата отмечал А.М. Муравьев.
Как и все руководители тайных обществ, он был осужден на вечную каторгу, замененную двадцатилетней, и вскоре по отбытии срока наказания в 1843г. Умер в Сибири.
Старинный трехэтажный дом на наб. Мойки (ныне д.14), украшенный по фасаду овальными нишами, связан с именем декабриста И.И. Пущина. Возведен он в XVIII в. Участок дома, выходивший другой стороной на Большую Конюшенную ул., с середины XVIII в. принадлежал семье Пущиных. Первым его владельцем был адмирал Петр Пущин, сыгравший большую роль в истории русского флота в XVIII в. Его сын Иван также служил на флоте генерал-интендантом. Внук адмирала декабрист И.И. Пущин провел в этом доме свое детство и все годы службы в Петербурге после окончания Лицея. Здесь же он был арестован 15 декабря 1825г.
В Петербурге существовал еще один центр декабристов и их единомышленников. Это квартира поэта А.И. Одоевского (1802-1839). Молодой офицер лейб-гвардии конного полка, он получил прекрасное домашнее образование, увлекался философией и литературой. В 1823г. сблизился с кружком передовой молодежи. По свидетельству современников, «умный, красивый, благородный, кроткий и добрый» Одоевский имел много друзей. Он был духовным питомцем и любимым другом А.С. Грибоедова. Дружеские отношения связывали его с Рылеевым и А. Бестужевым, при содействии которых в начале 1824г. он вступил в Северное общество. Однако последовательным революционером А.И. Одоевский не стал, и первое же серьезное испытание — арест и допрос — сломило его.
Жил Одоевский в доме коллежского асессора В.В. Погодина на Торговой ул. Осенью 1824г. на Торговой у Одоевского поселился вернувшийся с Кавказа А.С. Грибоедов.
К концу 1824г. Одоевский переехал с Торговой ул. на Исаакиевскую пл., в дом Булатовых, напротив строившегося собора. Этот дом стал в начале XIX в. собственностью братьев Булатовых. Старший из братьев, полковник Александр Михайлович, был членом Северного общества. После его ареста и смерти в 1826г. младший брат продал дом ламповому мастеру Китнеру и уехал из Петербурга.
Вместе с Одоевским на Исаакиевскую пл. переехал и Грибоедов, пробывший в Петербурге до мая 1825г. В это время весь город говорил о новой пьесе Грибоедова «Горе от ума».
У Одоевского постоянно собирались любители литературы переписывать «Горе от ума» под диктовку. Большинство из них было офицеры — членами Северного общества. При служебных и отпускных поездках они хотели иметь с собой списки, чтобы распространять комедию в провинции. «Несколько дней сряду собирались у Одоевского, у которого жил Грибоедов, чтобы в несколько рук списывать комедию под диктовку»,- вспоминал Д.И. Завалишин.
В обширной квартире Одоевского устраивались и совещания членов Северного общества. Здесь часто бывали Рылеев, А. Бестужев, Пущин, Каховский, Завалишин. А. Бестужев на некоторое время даже переехал к Одоевскому из дома Российско-Американской компании в связи с возвращением из деревни семьи Рылеева. Как уже упоминалось, незадолго до восстания сюда переселился и Кюхельбекер.
Из этой квартиры Одоевский 13 декабря 1825г. ушел в свой последний караул в Зимний дворец. Оттуда утром он направился на Сенатскую площадь, а затем в казармы своего полка, где пытался удерживать конногвардейцев, когда явился Милорадович, чтобы вывести полк против восставших.
Осужденный по четвертому разряду, Одоевский свыше 10 лет провел в Сибире, а в 1837г. был зачислен рядовым в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Здесь Одоевский стал сослуживцем по полку и близким другом М.Ю. Лермонтова. Умер поэт в возрасте 37 лет от малярии в Псезуапсе во время экспедиции на восточный берег Черного моря.
И это далеко не все адреса домов, которые так или иначе связаны с декабристами, если вы хотите узнать больше, рекомендую вам замечательную книгу: «Декабристы в Петербурге» авторы Г.А Принцева и Л.И.Бастарева.