«Для занятий педагогикой нужен определённый склад души»
С.Т. Шацкий
Среди суеты экзаменов мы не могли пропустить очень важный день 13 июня, потому что в этот день в 1878 году, ровно 140 лет назад, родился Станислав Теофилович Шацкий.
Мы помним эту дату потому, что наша школа носит имя великого педагога, а ещё потому, что очень ценим его педагогические идеи и 14 лет успешно внедряем их в жизнь, потому что считаем его педагогические идеи очень актуальными сегодня, занимаемся пропагандой бесценного российского педагогического опыта.
Лично для меня, как специалиста в области педагогики, Станислав Теофилович Шацкий является носителем не только передовых педагогических идей, но и человеком, который в трудное и неблагодарное время сумел создать уникальную педагогическую систему. Эта система востребована, и мне как практику, она позволяет соотнести «век нынешний с веком минувшим», чтобы не оказаться в заблуждении, не растерять то, что создано умом человеческим, так как это дает нам возможность в условиях нового времени создать школу, благоприятную для детей, приемлемую для родителей, и развивающую творческий потенциал учителей.
В.И.Беляев в своей книге «Становление и развитие инновационной концепции С.Т.Шацкого» писал «Педагогика наука парадоксов: как ни странно, но Шацкого, как педагога-новатора, во многом «сделала» Российская гимназия!», «Огромную роль в судьбе молодых людей играют встречи с яркими талантливыми личностями, порой они судьбоносны: Платон «встретился» с Сократом, Аристотель с Платоном. В Гатчинском сиротском институте Константин Ушинский случайно нашёл 2 шкафа с педагогической литературой, которая принадлежала Егору Осиповичу Гугелю, тому Гугелю, что создал «Школу для маленьких детей» и положил начало российской дошкольной педагогике. После этой встречи К.Д.Ушинский и «начинается» как серьёзный педагог и учёный. Подобное случилось и с Шацким, он «встретился» с Л.Н.Толстым. Это и определило его судьбу. Он уже знал, как следует работать с детьми, и мечтает о школе в деревне».
Я тоже случайно, совершенно случайно, в магазине старой книги «встретилась» с четырёхтомником «Педагогических сочинений» Станислава Теофиловича Шацкого.
Прочитав книги на одном дыхании, поняла, как нужно работать, чтобы школа стала для ученика тем местом, где ему интересно, потому что школа — для него, ученика, ребёнка, подростка, а не он для неё. Именно об этом и мечтал Станислав Теофилович Шацкий.