Сегодня все неуспехи в учёбе родители и учителя относят за счёт лени.
Что же понимается под ленью?
Лень – это, когда ребёнок, большой или маленький, категорически отказывается выполнять любые задания, просьбы, всё, что требует от него собранности, настойчивости, дисциплины: будь то уборка вещей, игрушек, своей постели, помощь в мытье посуды, ну и конечно, приготовление уроков.
Но есть ли общие причины лени и, что может выступать в качестве средств воздействия?
Давайте начнём с последнего – с приготовления уроков. Ученик отучился, «отмаялся или просто отприсутствовал на уроках», но так или иначе получал знания 6-7 уроков подряд. Устал ли он? Конечно, устал. В классе много детей, а значит душно, учитель ведёт урок согласно своему плану, всегда ли ученику интересно, спорный вопрос.
Итак, уроки закончились! Но каждый учитель даёт домашнее задание, искренне полагая, что его предмет самый важный. Домашнего задания получается много, иногда очень много. И вот перед учеником (ребёнком, какого бы роста он ни был) встает тоскливый вопрос: «С чего начать?», « Может отложить до вечера? Может сократить задания, тем более, что я по этим предметам много что понимаю, а поэтому знаю , или наоборот, совсем не понимаю я эту физику, химию, геометрию, инглиш… И что тогда зря напрягаться! Я что, «ботан» что ли?» Домой, домой, а там можно сесть за комп или в телефоне поиграть, немножко отдохнуть. А к вечеру ещё кружки, секции. Да и одноклассники убеждают: «Домой!».
Часто возникает вопрос, зачем задаётся домашнее задание, какова цель. Учителя говорят: «Цель — закрепить пройденный на уроке материал». Но если ученик и на уроке слушал плохо и дома сделает уроки кое-как? Тогда цель не оправдывает затраченные средства и кроме раздражения ничего не вызывает. Может отменить домашнее задание? Мы тоже много думаем об этом. Нет, отменять не нужно, нужно, чтобы домашнее задание было другим. Задаёт учитель по русскому упражнение из 5-6 предложений, к нему задание «найдите орфограмму, подчеркните и т.д. в словах»…, а таких слов на всё упражнение может быть всего 4, например.
Ученик много времени потратил на переписывание текста и не только не сразу нашёл нужные слова, так ещё и наделал ошибок. За это завтра получит неудовлетворительную оценку. Будет ли вся эта работа способствовать закреплению знаний Однозначно нет! А впереди ещё «домашка» по другим предметам.
Мы давно понимаем, что к выполнению уроков нужно подходить по- другому. Есть хорошее понятие — «дифференциация обучения». Звучит непонятно и скучно, а значение этого слова простое — «разница в обучении». Нужно по-разному организовывать процесс выполнения домашнего задания, учитывая интересы и способности учеников. Только нужно помнить, что способности человека – это не раз и навсегда данное и неизменное. Они формируются и развиваются в разном возрасте.
Пусть один ученик решит один, но сложный пример, а другой три, но не очень сложные, главное, чтобы хотелось и получилось их решить. Если не сделал или списал – теряется смысл выполнения этого задания по любому предмету. И ещё, все ошибки домашнего задания должны быть разобраны и исправлены. Двойку поставить проще, только, что мы решим этой двойкой?
Часто слышишь – я сделал домашнее задание, только тетрадку дома забыл, ну, тут уж совсем просто: пожалуйста, к доске. Если ребёнок делал работу, то учитель это поймёт сразу, ну, может же человек действительно забыть. Ну, а если ничего показать не может, то понятно — обманул.
Теперь о нелюбви к чтению или почему дети не любят читать.
Мне не очень симпатичны огромные списки литературы на лето. Все – и родители и учителя озабочены сегодня тем, что дети не читают, не любят читать, особенно классику. Мне кажется, у этого факта есть причины. Для них это очень далёкое время, в котором ничего хорошего на их взгляд не происходило. Большие отрывки с описанием природы, событий их не затрагивают, природа сейчас другая, а нравственные принципы той поры современным детям совсем не понятны. Слова в тексте часто встречаются совершенно незнакомые и непонятные. Да, нужно посмотреть сноску, можно посмотреть в словаре. Пока ищешь, смотришь — смысл потеряется (думает ученик). Тогда что, не нужно читать классическую литературу?
Обязательно нужно, но это должно быть интересно. Почитайте вместе, обсудите, что не поняли, почитайте по ролям, по абзацам. Расскажите, как Вы читали эти книги, что затронуло. Сходите в театр, посмотрите классику, тогда и читаться будет легче.
Пока же, получив длинный список на лето, у ребят точно портиться настроение. Кто же по доброй воле летом будет читать «Песнь о купце Калашникове»? Это же какую высокую мотивацию и любовь к книге нужно иметь!!!
Ну вот, хотела написать о лентяях и обманщиках (потому что лень порождает обман: «Не сделал — надо что-то придумать, как выкрутится, что сказать»), а получилось опять о своей любимой педагогике.
Итак, некоторые объяснения такого явления как лень.
Ну, и о ленивых маленьких детях. Волевые качества, воля формируется до 6,5 лет Это время, когда на сенситивном (чувственном уровне) можно убедить, воспитать, научить выполнять необходимые задания, потому что так нужно делать, просто нужно и всё – убирать свою кровать, игрушки, помогать мыть посуду . Но если за дошкольником всё это убиралось мамой, бабушкой, тогда о чём разговор! Да и вокруг себя родителям оглянуться нужно.
Если в семье принято разбрасывать вещи, не убирать посуду, если в семье никто не помогает друг другу, что мы хотим от ребёнка. Призвать его к совести, объяснить, что вы устали, рассчитываете на его внимание и поддержку — попробуйте, тогда нужно научиться не ссориться, а договариваться. Просто по человечески договариваться. Удачи всем! А ОБ ОБМАНЩИКАХ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ.