Идеи, цели и задачи школы

« Цели воспитания ставит сама жизнь, то её направление, которое характерно для каждой исторической эпохи.
Общая цель воспитания зависит от направления экономики, эпохи и данной страны. От её быта, от её идеалов.
Не может быть целей вне времени и пространства, их властно диктует дух времени »
С. Т. Шацкий

Частная школа имени С.Т. Шацкого появилась не просто так. В 1995 году собственником был открыт детский сад с добрым названием «Человечек», который собрал детишек с 1,5 до 5 лет. Шло время, дети стали подрастать, а уходить в другую школу не захотели. Так была открыта начальная школа, затем основная школа, потому что опять уходить никто не захотел, а затем и старшая. Правда, своей аккредитации у нас пока не было, и ребята сдавали экзамены в государственной школе, за что мы ей очень благодарны. Так прошло 4 года, а там уже подошло время проходить аккредитацию, чтобы иметь возможность выдавать ученикам аттестат школы имени великого педагога Шацкого.

Так и появилась частная школа имени Станислава Теофиловича Шацкого, которая по сути является продолжением «Человечка». И объединяет их общая цель, общие принципы построения, а самое главное у них ЕДИНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО. Это не только общая территория и игровая площадка – это всё, что помогает сплочению детского коллектива и формированию здорового психологического климата, создаёт правильный стиль отношений. Наш старшеклассник – это не только хороший ученик, а ещё и порядочный, нравственный подросток, который никогда не унизит и не обидит младшего. За это мы ручаемся.

Прогрессивные идеи

Мы считаем, что частная школа в условиях альтернативности образования предлагает всему педагогическому сообществу способ решения актуальных проблем в школьном образовании, через адаптивно – развивающую направленность образования в системе необходимых для этого организационно-педагогических условий. Поэтому мы сразу нашли свою нишу – адаптивно-развивающая школа полного дня (АРШПД).

Что означает этот термин? А он означает, что адаптация (приспособление) в нашем случае, – это когда не ученик приспосабливается к школе, а школа к ученику. Заметьте – к любому ученику – и, приспосабливаясь, не только качественно учит, но ещё и развивает ученика.

В результате 19 лет работы в режиме адаптивно-развивающей частной школы нам стало стало очевидно, что отличный результат может быть достигнут, если основными составляющими организационно-педагогических условий деятельности будут:

  • маркетинговое согласование образовательных услуг и особенностей образовательной среды в системе «спрос-предложение»;
  • образовательная среда, способствующая развитию индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика, в основе создания которой лежит взаимодействие участников образовательного процесса, включая родителей учащихся;
  • коллектив-команда, оперативно и гибко реагирующий на динамику изменений за счет системы повышения педагогического мастерства на базе школы;
  • здоровьесберегающая направленность обучения (анализ состояния здоровья детей при приёме в школу, система здоровьеохраны и здоровьесбережения в процессе обучения, оперативное решение учебных и коммуникативных проблем учеников с участием различных специалистов и педагогов);
  • деятельность в условиях комплекса «школа полного дня»;

Миссия школы

ЧОУ средняя школа имени С.Т.Шацкого, как часть системы открытого образования, в качестве приоритетов развития, ставит перед собой задачи по созданию условий для обеспечения равенства в получении образования, с помощью новых образовательных технологий.

Потому что цели открытого образования способствуют развитию доступности образования в связи с растущими потребностями личности и динамично изменяющимися требованиями общества и рынка труда, повышению уровня гибкости образовательной системы и её адаптации к многообразию социальных ситуаций, формированию мобильности потребителей образовательных услуг и образовательной системы.

Эти задачи решаются успешно в спроектированной модели школы полного дня, где учебно-образовательный процесс переориентирован на построение индивидуальной траектории получения образования с учётом индивидуально-типологических особенностей личности.

Режим полного дня позволяет максимально обеспечить наличие и прохождение каждым обучающимся школы всех пространств и запустить все процессы развития, воспитания и обучения для каждого школьника.

Комфортность проживания участников образовательного процесса в образовательном пространстве обеспечивается системой сопровождения, которая складывается из взаимосвязанной работы социальной, психологической, медицинской и компенсирующей служб.

Основные задачи

  • всестороннее изучение рынка образовательных услуг, спроса на образовательные услуги и условия обучения;
  • согласование деятельности образовательного учреждения с интересами и запросами родителей, с целью оптимизации процесса обучения в рамках ФГОС;
  • воздействие на рынок образовательных услуг и запросов, презентация потенциала учреждения в своих интересах.

Для решения задач мы разработали «маркетинговую программу» и «маркетинговое согласование». Если маркетинговая программа – это план последовательных действий, направленных на организацию деятельности школы с последующей корректировкой различных её звеньев, то «маркетинговое согласование» – это обеспечение постоянной планируемой результативной обратной связи между участниками образовательного процесса.

С точки зрения маркетингового обеспечения деятельности образовательного учреждения, особенно в условиях нашей школы, особое звучание и смысл приобретают понятия «доступность», «качество» и «эффективность» образования.

Выбор решения в равной степени стоит как перед школой, которая хочет занимать определённое место в образовательном пространстве, так и перед всеми участниками образовательного процесса:

  • родителями, которые, выбирая школу, планируют решить определенные проблемы (сохранить здоровье ребенка, раскрыть и развить его индивидуальные способности, скомпенсировать учебные и коммуникативные проблемы и т.д.);
  • детьми, для которых важно внимание к их личности, их возможностям и интересам, важен комфорт обучения и общения;
  • педагогами, для которых своя составляющая имеет решающее значение при выборе условий работы (для одних покой, для других – творчество, профессиональный рост, реализация своих идей).

Основой же для выбора альтернативного решения всегда являются те условия, которые предлагает школа.
Одним из важнейших условий является педагогический коллектив, который, работая в условиях школы полного дня, имеет свои отличия от традиционной системы образования, а именно:

  • постоянная работа в режиме инновации;
  • адаптация к каждому ребёнку,
  • умение взаимодействовать на основе единого планирования жизнедеятельности школы,
  • обязательное отслеживание уровней обученности, воспитанности, состояния здоровья и общего развития ребёнка.

Всё это требует от коллектива умения командного согласования своих действий, умения построений межличностных отношений, понимания «концепции МЫ».

Влияние непрерывного образования педагогов на развитие педагогического коллектива и инновационной деятельности и есть условие успешной реализации целей школы. В результате такой деятельности педагогический коллектив становится командой, способной чётко выполнять свои должностные обязанности в режиме инновации.

Обращение к опыту С.Т. Шацкого, его идеям, таким как:

  • идея согласованного взаимодействия с родительской и педагогической общественностью в ходе организации деятельности образовательных учреждений;
  • идея единого педагогического пространства для учащихся и педагогов;
  • идея развивающей образовательной среды;
  • идея антропоцентристского подхода к ребёнку в условиях его обучения и воспитания;
  • идея согласованности действий педагогов;
  • идея открытости педагогической системы;

помогло нам создать адаптивно-развивающую школу полного дня в современных условиях.