Позитивное решение конфликта в семье и школе

«Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона».
Ф. Ларошфуко

Как только слышишь слово конфликт, сразу же возникает ощущение противоборства. Кто с кем и за что будет бороться, а значит конфликтовать? Мы знаем, что конфликты бывают политические, финансовые, экологические, духовные, психологические. Конфликты бывают военные, которые предполагают способ разрешения возникших социальных противоречий с использованием вооружённых сил. Мне бы хотелось поговорить о конфликтах, которые возникают иногда на пустом месте и не требуют к своему решению подключение каких- то серьёзных правовых организаций. Это конфликты между детьми и родителями, между учителями и учениками. Это те конфликты, которые портят жизнь, разрушают межличностные отношения, мешают учиться, влияют на формирование характера ребёнка. С конфликтом необходимо бороться. Только как? Существуют ли какие — то правила, по которым идёт эта борьба. Есть ли правые и виноватые в конфликте, может ли родитель или учитель считать себя победителем. Ну, сначала о самых родных людях – родителях и детях. Кажется, какие конфликты могут быть между теми, кто любит друг друга? Бывают, да ещё какие! Все родители любят своих детей, только любят по-разному.

Прежде чем давать советы родителям и учителям мне хотелось бы выделить ключевое слово в проблеме, которую мы хотим рассмотреть. Это слово КОНФЛИКТ (confliktus) – столкновение разнонаправленных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов, выраженных в обострённой, жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо не совпадение интересов, желаний. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный. Способами разрешения конфликта могут быть проявление эмпатии, «третейского судьи», ультиматум, подавление, шутка, компромисс. Конфликт рождается не на пустом месте и часто не является конфликтом , может разрешиться очень быстро если удаётся использовать самый лучший способ — это свести всё к шутке, снять эмоциональное напряжение.

Есть факторы, обуславливающие возникновение конфликтов:

  1. Столкновение интересов и потребностей;
  2. Ожидания и возможности;
  3. Иррациональность;
  4. Отчуждение личности.

Возникновение межличностных конфликтов объясняется индивидуальными особенностями характеров. Дети воспринимают всё эмоционально. Маленькие более, старшие менее, но всё равно эмоционально. Взрослые, критически мысля, всё просчитывают вперёд – рационально.

Способы разрешение конфликта:

  1. Силой;
  2. Через компромисс;
  3. Уход от конфликта.

В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. В воспитании нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе своего личностного развития. Это развитие требует от них большого физического и нервно – психического напряжения, причём напряжение это усугубляется тем, что им не только постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, но и зачастую изменять и совершенствовать сложившиеся стереотипы поведения. Естественно одни учащиеся эти трудности и неудачи преодолевают сравнительно легко, других они приводят к срывам и неудачам. Если эти срывы и неудачи повторяются и приобретают определённую устойчивость, то ожидание радости успехов сменяется разочарованием, что, как правило, ведёт к пассивности учащихся и психологическому дискомфорту. Указанный дискомфорт может усиливаться, если вместо помощи учащийся, как это иногда встречается, подвергается различным проработкам, упрёкам. Нельзя в этом случае не усматривать определённого смысла в том народном изречении, которое гласит: «предположить порок- значит, создать его».
П.П. Блонский считал, что в этих случаях нужно бороться не с учеником, имеющим недостатки, а вместе с учеником бороться против его недостатков. Ну, например, если ученик, отстаёт по каким – либо предметам, нет смысла читать ему мораль, нужно просто оказать ему конкретную помощь учителя. Что бы он мог исправить плохую оценку, а самое главное хорошо подготовится к уроку. Дать ему почувствовать успех, пережить радость от хорошего ответа на уроке, укрепить чувство собственного достоинства.

В конфликте необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Дух школы определяется стилем отношений учителей и учеников. Но этот стиль не возникает сам по себе. Его нужно целенаправленно формировать, так как трудно представить педагогический коллектив, где все педагоги были бы спокойные, доброжелательные люди. Научные исследования подтверждают тот факт, что через 15-20лет работы в школе у учителя наступает «профессиональное выгорание». К сожалению, очень часто отношение учителя к ученику определяется успехами в учении, а к учителю со стороны учеников тем, как он преподаёт. Вот в этом и кроется самая главная проблема конфликтов, которые возникают между учителем и учеником. Учителю необходимо научиться смотреть на ученика в другом ракурсе, «другими глазами» Л.Г.Федоренко в своей книге «Толерантность в общеобразовательной школе» высказала замечательную фразу «Школы хороши лишь настолько насколько хороши в них учителя.»

Как часто, вместо того чтобы внимательно выслушать ученика, учитель может прервать его и начать высказывать критические замечания. Вместо благожелательного отношения к себе ученик слышит осуждение, критику, к сожалению, учитель может позволить себе обозвать ученика. Всё это создаёт конфликтную ситуацию. Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как на самом деле относится к ним учитель. А для ученика очень важна улыбка учителя, одобряющий взгляд. Можно сказать учителям «Поступайте так или иначе», но ведь на каждый случай совет предусмотреть нельзя. Хочу только дать один совет, из практики работы, который будет пригоден при любом конфликте между учителем и учеником. Учитель не дай возможности развиться конфликту, погаси его сразу — же мирным путём! Но обязательно разберись в побудительных причинах зарождения конфликта.

Учитель, обязательно изучай законы тех психических явлений, которыми ты хочешь управлять и поступай согласно этим законам.
Заканчивая свою статью, я хотела бы привести слова С.Т.Шацкого: « ….Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребёнка, какому – нибудь хорошему чувству, и, смотря по силе этого проявления, на душе тогда останется более или менее глубокий след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе. Это очень важно».

Л.П. Фомина