Ученик – «не объект», а «субъект», а ещё вернее — ребёнок, какого бы роста он не был.
К концу подходит лето. Очень непростое лето по погоде и по разным событиям. Не за горами новый учебный год, а значит и новые ученики. Вот поэтому опять об учениках! Ко мне в школу уже не один год приходят двоечники, настоящие двоечники. Не с одной- двумя двойками, а, как правило, двоек 9-10. Когда я вижу такое количество двоек за четверть, семестр, меня всегда это удивляет. Однажды я пошутила: «Позвольте, предметов 17, а двоек только 9, а по остальным предметам что?» Мама ученицы мне серьёзно ответила: « А по остальным неаттестация!»
Я могу ещё понять двойки по математике, физике, химии, иностранному языку, ну а по литературе, истории, географии… двойки почему появились?
Все знают, что сегодня нельзя оставлять ученика на 2-й год. Школа считает, что плохая успеваемость – это проблема родителей, потому что у школы программа, которую она должна выполнить, тут не до индивидуального подхода. Родители не разделяют эту точку зрения. Категорически и во всём винят школу, потому что у них работа, дела, личная жизнь и, наконец, они просто не знают, что делать. А в это время учебные проблемы катятся как «снежный ком». Родители ищут выход из проблем, и перед ними встают несколько решений:
Учителя, давно работающие в школе, знают, что на 6-7 классы приходится пик отторжения школы подростками, которые не желают мириться с учёбой, учителями, а особенно с домашними заданиями. Мне кажется, что основные беды массовой школы связаны не с большими классами, несовершенными учебниками и другими трудностями (хотя это тоже имеет значение), а прежде всего с неумением строить простые человеческие отношения.
Сегодня модно говорить о педагогической поддержке. Сколько написано методичек, защищено диссертаций, а что это такое на самом деле и как работать с этим на практике, мало кто представляет.
Не бывает проблемных детей, которые не создают проблему педагогу. Понятно, что такой ребёнок — это испытание для учителя. Вот здесь и кроется видение учителем ученика. Если он (учитель) увидел в нём свою проблему, значит и решать он её будет с позиции своего авторитета: ругать, стыдить, призывать учить уроки, полагая, что именно это и есть поддержка.
А вот, если учитель увидел трудности ребёнка, у него (учителя) возникает желание помочь и учитель начинает действовать в логике педагогической поддержки. Есть педагоги, которые скептически относятся к поддержке, показывая, что они в принципе не верят в возможность построения гуманистических (человеческих) отношений между ребёнком и взрослым, между учителем и учеником.
Тактика педагогической поддержки – это не только эмоциональная поддержка ребёнка в ситуации переживания безысходности ситуации. Помощь — это ещё и создание условий, при которых ребёнок может поверить в свои силы. Именно этот шаг необходим ребёнку, чтобы в самом себе обнаружить уже имеющиеся реальные возможности — «Я могу», чтобы эти возможности помогли найти выход из сложившейся ситуации. Реальное понимание «Я могу» — это та опора, которая ребёнку необходима. Бесполезно требовать от человека того, что он действительно пока не может.
Ещё в 2006 году я написала диссертацию, в которой одна глава была посвящена комфорту. Я считаю, что одним из условий педагогической поддержки является комфорт физический, психологический, эмоциональный . Тогда я писала о детях начальной школы, но, также актуально это сейчас с подростками.
Так что же делаем мы, когда родители приняли решение №1, и «бедолага» пришёл к нам? А мы создаем комфортные условия:
Комфорт эмоциональный – мы всегда ребёнка принимаем по- доброму. И даже, если в дневнике всё печально, не задаём вопросы и, уж конечно, не ругаем.
Комфорт психологический – обязательно спрашиваем, какие интересы есть в жизни. Музыка, стихи, шахматы, спорт – всё это очень радует. Выражение — «ах, ты ещё и на трубе играешь? Лучше бы учился!»- у нас не проходит.
К эмоциональному и психологическому комфорту можно также отнести внеурочную деятельность. Я уже много писала о ней, хочу сказать еще раз, что в нашей школе внеурочная деятельность имеет большое значение для воспитания детей разного возраста.
Комфорт физический – все ученики у нас в школе полный день. Школа работает с 8.00 до 20. 00. Мы не собираемся держать ребёнка до 20.00. Но уроки ребята делают в школе. Это обязательное условие, а значит… А значит, что ученик должен быть сыт (именно поэтому кормим 5 раз), можно просто после уроков поваляться на диване, ругать никто не будет. Есть врач и медицинская сестра, если, что- то пошло не так, помощь всегда рядом. У нас две прогулки, физкультурный зал, есть тренажёры и обязательно есть лечебная физкультура. Лечебная физкультура — не потому что много детей с проблемами, а потому, что ребята целый день, а двигательная активность недостаточная. Поэтому нужна профилактика.
И логопед у нас занимается со старшеклассниками и психолог.
Для комфорта физического у нас много, что есть.
Теперь о самом главном — об учёбе.
Основополагающий принцип работы наших учителей: «Объяснять, пока не поймёт», «Учить, пока не научишь».
Вот, пожалуй, и всё!
В течение всего учебного года мы догоняем пропущенное, при этом в изучении программ по предметам не останавливаемся ни на минуту. Если что — то ученику не даётся, не теряем оптимизма. Никогда не ругаем и не сравниваем его с успехами других учеников. Ребёнок не должен бояться своих неудач. И, вообще, считаем, что страх — антиобразовательное явление потому, что очень вреден для развития ребёнка. Все наши ученики «подтягивают свои хвосты», сдают экзамены. Пока учимся, часто убеждаемся, что перед нами не «двоечники», а иногда даже и не троечники, а просто дети, у которых не было возможности поверить в себя. Мне очень нравится и ОГЭ, и ЕГЭ, потому что я вижу результат своей работы, работы своих учителей. Каким бы трудным не был путь к успеху. Я нашла в интернете картинку и думаю, никто не обидится, но это «наш человек».
Между прочим, дополнительных денег, за «подтягивание хвостов» мы не берём. Вы спросите — почему? Да школа такая!