Подходят к концу экзамены. Мы ждали их с большой тревогой, потому что есть ученики, которые пришли к нам совсем незадолго до экзаменов, и мы в них были не особенно уверены. Учителя, к сожалению, тоже. Бывает и такое!
Итак, выпускники… Мы работаем уже давно и, за это время у нас сложилась своя схема подготовки к экзаменам: начинаем подготовку с октября, и к маю успеваем перерешать все задания. Все ученики и родители знают об этом. Я всех предупреждаю и убедительно прошу не пропускать дни подготовки, отменить дела, которые можно отложить, изменить график дополнительных занятий. Ведь час-полтора времени не изменят жизни, а ученик привыкает к алгоритму подготовки и воспринимает его положительно. Сначала идёт всё хорошо.
Но, постепенно, ситуация меняется: дополнительная нагрузка начинает надоедать, ученикам не хочется тратить свое драгоценное время, они ищут причину, чтобы не пойти на подготовку, призывают на помощь родителей. А родители оказываются в этой ситуации самым слабым звеном. Они идут на поводу у своих детей и начинают озвучивать причины: «у нас на время подготовки номерок к врачу, или занятия в кружке, или важная тренировка и, наконец, самая важная причина — мы взяли репетитора».
Итак, репетиторы….Я никого не хочу обидеть, но к репетиторам отношусь отрицательно. В школах работать некому, все ушли в репетиторы. Давайте не будем обсуждать финансовую сторону, а поговорим о том, какую задачу перед собой ставит репетитор, начиная заниматься с учеником. Как правило, эти задачи таковы: «научить», «подготовить», «натаскать». У меня есть очень уважаемая мной и родителями учительница, которая по состоянию здоровья и возрасту в школе работать не может, но она превосходный репетитор и превосходный учитель. Она «учит», «готовит к экзаменам», а не «натаскивает». Таких как она, репетиторов, мало. Часто бывает, что ребёнок усиленно занимается с репетитором, а в школе результат не виден. Я, может быть, не все тонкости понимаю в репетиторском деле, но ведь должен же быть результат работы с репетитором? Или нет? Часто репетитор выполняет с ребёнком домашнее задание, какие-то тренировочные тесты. А результатом часто бывает, что ученик не может ответить по выполненному домашнему заданию ничего. Появляется вопрос: сам ли делал его?
Мне думается, что правильно было бы объединить усилия школы и репетитора (если он так необходим ребёнку). Однако ни один репетитор не согласился даже побеседовать по вопросам пробелов в знаниях. Вот и получается, что ученик один, а усилия по его успешному обучению прикладывают разные специалисты и, как правило, делают это по – разному.
Мы — школа полного дня, домашнее задание ученик делает обязательно в школе. Однако, вместо выполнения домашнего задания в школе ученик «рвётся» к репетитору. Но, ведь репетитор не по всем предметам, а ученик уходит из школы, не выполнив домашние задания по другим предметам (аргументация ученика:«Ладно, потом дома сделаю!»).
И ещё, вопрос частой смены репетиторов. Не понравилось – нашли другого. У меня есть знакомый ученик, у которого сменилось 5 репетиторов по одному предмету за учебный год. Какие уж тут успехи!
В нашей школе помощь репетитора не нужна, мы к экзаменам успешно готовим сами, только нужно, чтобы ученик ходил в школу и на занятия по подготовке.
Сегодня много говорят о дистанционном обучении, дистанционной подготовке. Я была бы очень осторожна, убеждая всех в её целесообразности. Для того, чтобы это дало результат, нужна высокая мотивация и чувство ответственности ученика. У нас в школе только четверо учеников могут так учиться. Только у них получится качественно, у остальных — нет. Так что дистанционное образование пока создаёт больше проблем.
Я переживаю, когда узнаю, что у ученика для подготовки к экзаменам появился репетитор. Наши учителя сами хорошо готовят ребят. Мои сомнения развеяла мама одного ученика: «Да не переживайте, Людмила Петровна, сегодня не иметь репетитора — не престижно!» Тут уж без комментариев.
Теперь про экзамены…Мне очень жаль детей перед экзаменами. Это только нам кажется, что они не переживают. Переживают, поэтому хуже учатся, вызывающе ведут себя. Как с этим бороться? Да никак! Начинайте читать сначала- надо готовиться к экзаменам. А вот тут — то «слабое звено» — родители и начинают воспитательную работу: «Вот не сдашь экзамен, куда пойдёшь? В дворники, сантехники и т.д. …» (дальше зависит от фантазии родителей). А надо бы просто поддержать ребёнка добрым словом, ласковым взглядом.
В далёком 1969 году я не поступила в Педагогическое училище, о котором мечтала. У меня было просто горе, на следующий год опять не поступила, потому что конкурс был очень большой. Горе моё стало ещё больше, но появилась злость. «Да почему же у меня не получается, я так хочу быть учительницей и только учительницей!»
У каждого ребёнка есть мечта — стать кем-то в профессии, и не важно сколько ребёнку лет. Часто бывает, что мечта ребёнка очень далека от того, кем мечтают его видеть родители. Тут бы и проявить разумный компромисс, дать возможность хотя бы попробовать реализовать мечту. Сколько же по жизни ходит неудачников, которые хотели добиться всего, но не получилось! Наверное, очень тяжело учиться профессии, к которой не лежит душа, работать на скучной работе. Я бы так не смогла!
Всем желаю исполнение мечты, всем удачи! И помните, что школа и экзамены — это не вся жизнь!