Версия для слабовидящих

Гендерное обучение и воспитание – это правильно?!

Работая вот уже 25 лет, когда в классе 5-10 учеников и в школе они находятся полный день, понимаешь, что каждый ребёнок у тебя как на ладони. Мы видим ученика не только во время уроков, но и готовим с ними домашнее задание, планируем дополнительные занятия, полностью проводим все внеурочные мероприятия.

Мы не ставили перед собой задачу решения гендерного обучения, просто в течение последних 8 лет появились классы, в которых учатся только мальчики. Вначале было трудно, потом трудно, но интересно, а сейчас, мы очень рады этому.

Мы задумались над ситуацией, проанализировали все «за» и «против» и поняли, почему у нас хорошо получается — учить мальчиков.

Начнём с детского сада. Кто занимается воспитанием маленького мальчика дома — мама, ну ещё бабушка! Приходит мальчик в детский сад, кто там будет его воспитывать и развивать? Правильно «тётенька» — воспитательница. Хорошо, если умная, добрая, и у неё есть свои дети (особенно, мальчики), а если это не так? Но она женщина и всё равно будет свою работу выполнять как женщина.

Пошёл мальчик в 1 класс, а там опять учительница – женщина. Да, любим мы про «учительницу первую» говорить, что она должна быть как мама. Нет, не должна быть как мама, она должна быть опять же умной, доброй, понятливой и очень ответственной за результат своей работы. Но, даже если она владеет понятиями о различном развитии психических функций у мальчиков и девочек, она женщина и поэтому опять получается женское обучение и воспитание.

Беда нашего образования в том, что современное школьное обучение целиком и полностью «женско-ориентированное». Учителей – мужчин в школах катастрофически мало, а они так нужны. Программа средней школы целиком и полностью ориентирована на «девочковое» мышление, поэтому так часто плохо учатся именно мальчики. Программа построена на принципе «копипаст», то есть прочитай параграф и расскажи его, прочитай правило и сделай по нему упражнения, посмотри на образец и сделай по нему. Психологи утверждают, что это и есть «типично женское мышление», которое тиражируется. Мужское мышление генерирует идеи и создает новые правила и новые образцы.

Мне очень повезло в жизни, потому что у меня 5 внуков, точнее 2 внучки – погодки и три внука 16, 14 и 6.5 лет и ещё одна трёхлетняя внучка сестры, поэтому есть возможность видеть полную картину развития и роста разнополых детей не только в школе, но ещё и дома. Всем внукам был необходим логопед. Мы занимались только со школьным логопедом, ник кому другому детей не водили.

Как всем известно, девочки до определенного возраста обгоняют мальчиков по развитию психических функций. И это правда. К школьному возрасту внучки были «толковее». Девочки почти всегда взрослее мальчиков-ровесников при поступлении в школу. А в подростковом возрасте это уже просто невозможно не заметить.

Именно поэтому девочкам так легко справляться с упражнениями на заданное правило, а мальчики не видят смысла в этом — они же усвоили идею, зачем ее теперь «размусоливать»?

Девочки обычно гораздо лучше отвечают у доски — вербальные центры у них лучше сформированы. Так было и со старшими внучками. Мальчики говорить начали позже и не так активно. Поэтому совершенно неправильно, когда мама говорит: «наш мальчик в два года не разговаривает, а у соседей девочка в год уже столько слов выдает!» Это нормально! Наша трёхлетняя внучка говорит так хорошо и высказывает такие мысли, что мы диву даёмся -«откуда всё это».

Девочки в среднем начинают говорить раньше, и им легче сформулировать свои мысли, нежели мальчикам. Мальчикам важно высказать суть, в отличие от них девочки могут приукрашивать свои рассказы разными несущественными деталями, чем, конечно, радуют учителей и выглядят «более успешными» на фоне обрывочно отвечающих мальчиков.

Теперь про учёбу. Оба старших внука не дружат с предметом «русский язык». Они прекрасно знают теорию: правила, определения, но как же ужасно работают в тетради. Без слёз не взглянешь. Их это не огорчает! Любая учительница русского языка, проверяя сочинения, на что первым делом обратит внимание? На объем! И если вместо заданного минимума «примерно полторы страницы» она увидит пять строчек, а если ещё это всё написано с помарками и исправлениями, то возможно даже читать не будет, а перечеркнет все жирной красной пастой и поставит «двойку». Потому что существует «орфографический режим», который очень важен, согласно которому и выставляется отметка за правильное оформление работы!

Опять же вернёмся к истории вопроса!

Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы убрали. При составлении данных рекомендаций учитывали отсутствие нормативной базы по данному вопросу, рекомендации методистов, положительный опыт, накопленный за последние десятилетия, исследования и рекомендации нейропсихофизиологов.

Это очень положительный момент, потому что сегодня большое количество детей и мальчиков и девочек, но особенно мальчиков (мои внуки тоже), которые не могут правильно и красиво писать именно в силу своих нейрофизиологических особенностей. Мальчики стараются, мы помогаем им выучить правила, но их на письме они применить не могут.

Наш опыт показывает что постоянное «делание по образцу» уничтожает стремление к самообразованию и любознательность в начальный период обучения. Время и силы тратятся совсем не на то. Например, от мальчика нельзя требовать «идеальной чистоты в тетради». Мелкая моторика мальчиков запаздывает по своей природе. Для учебы мальчика — это совершенно не главное.

Конечно, и девочку нужно учить созидающему мышлению, но именно мальчики страдают больше от этой направленности обучения, когда нужно только усвоить информацию, а не добывать ее и не творить нечто новое.

Я много прочла литературы про особенности усвоения и обработки информации в начальной школе у мальчиков и девочек. Так есть замечательная книга Еремеевой В. Д. и Хризман Т. П. «Мальчики и девочки — два разных мира», которую я очень рекомендую прочитать родителям и, обязательно, учителям.

К сожалению, обучение лишено стимула проявлять собственную инициативу, заниматься поиском информации и искать опять же собственное решение означенной проблемы, обучение построено на вербальном потоке, в обработке которого мальчики младшего школьного возраста не очень сильны, именно поэтому они чаще девочек отвлекаются при слушании, хуже формулируют свои высказывания.

Например, внучки в игре могут два часа устраивать домик для кукол, придумывать мебель и менять наряды, так и не начав сюжетных действий. Прибегает младший внук и сразу же переходит именно к действиям — берёт машинки одну за другой, тут же устраивает гонки, в результате машинки врезаются в стенку кукольного дома. Внучки очень возмущены этим безобразием и тем, что они ещё даже не начали играть, а только всё устраивали.

Внук начинает выражаться звукоподражательными словами и междометиями, ему было важно «закрутить сюжет» — «а он такой — бац!, — а они вжжжжжжжжж, а машина туда как поехала, этот бум-бум, а он такой побежал…». Когда происходит «разбор полётов», то получается, что мальчика надо поругать, прямо тут же при девочках. Таким образом, мальчик не только получит попрание своей высокой идеи и динамичного сюжета, но и будет «унижен» перед девочками. Подумайте, много у него останется желания созидать?

Как раз в начальной школе, когда у ребенка формируется словесно-логическое мышление, мужская логика-то и не нужна. Можно сказать, что у девочек в этом возрасте мышление «словесное» (именно они пересказывают желательные правильные ответы), а у мальчиков «логическое» — они ищут причинно-следственные связи между объектами, не всегда умея это сформулировать. Именно здесь даются готовые шаблоны, и информация дается в готовом виде.

Но даже интеллектуальные трудности не так негативно сказываются, как психологические. Самая главная трудность — соревновательность. Даже если это происходит без участия взрослых, то по законам развития группы в любом классе, пусть самом дружном, есть соревновательность и места «первого» и «последнего» в классе. Соответственно, девочки в этом возрасте всегда и везде «быстрее-выше-сильнее», и в условиях современной акселерации даже и на физкультуре мальчикам не всегда удается одерживать победу.

В классе ровесники — мальчики и девочки — это уже психологическая проблема, потому что девочки опережают мальчиков в психическом развитии и других сферах. Мы заметили, что к восьмому классу ситуация будет иная — в старших классах мальчики стремительно догоняют и обгоняют девочек в учебе.

В детсаду и начальной школе уже очень активно мы взрослые формируем у мальчиков очень обидную для них ситуацию неудачника. Мальчик не смог решить задачу у доски, вызвали дописывать девочку; девочки быстрее прорешают контрольную работу и сдадут тетрадки, а мальчики будут долго возиться; аккуратные работы девочек чаще оцениваются при всём классе учителем эмоционально положительно: «Умница, прекрасно, посмотрите как нужно и берите пример!». Уверяю Вас, что неуспешному мальчику хочется в этот момент стукнуть это девчонку, а самому убежать куда-нибудь от обиды.

А ведь мужчине жизненно необходимо демонстрировать свои достижения и получать женское восхищение. Когда у мальчиков формируются гендерные роли и поведенческие модели, они постоянно получают вербальные и невербальные негативные характеристики! Что особенно важно в самом невыгодном сравнении с более успешными и социально принятыми девочками.

Никогда нельзя сравнивать мальчиков и девочек. Детей вообще нельзя сравнивать друг с другом. А занижать самооценку ребенка сравнением с тем, у кого в принципе совершенно другие механизмы обучения, не только некорректно, но и бесполезно.

Мальчика надо хвалить чаще и гордиться его успехами.

Очень многие мальчики спустя годы перерастают и становятся лидерами, в то время как девочек начинает все больше интересовать своя внешность, внешний мир, противоположный пол и многое другое.

Какие же способности преобладают у мальчиков?

Пространственное мышление (пример тому чисто мужские профессии, связанные с этим мышлением), математические способности (это подтверждают регулярные эксперименты и исследования психологов), одаренность.

Бывают ли у нас «трудные» мальчики? Бывают! Только «трудные»- это не мальчики с девиантным поведением. Это инфантильные мальчики, которых очень активные мамы пытаются воспитать по своему образу и подобию, забывая о том, что они растят мальчика. Но, если семья мальчика становится для школы большим помощником, работа идёт быстрее.

Итак, что же нужно сделать, чтобы мальчик чувствовал свою половую принадлежность? Всегда создавать мальчику в учёбе «ситуацию успеха», воспитывать в нем кроме мужских качеств и женские, например, такие как ораторские способности, правильную грамотную речь, прививать ребенку любовь к чтению книг.

Именно книги развивают умственные способности – интеллект, память, воображение. Иногда родители глубоко заблуждаются, говоря о том, что мальчику всё это не нужно. Пусть растёт мужчиной. Сегодня в бизнесе и карьере эти качества становятся незаменимыми. Гуманитарные науки будут большим плюсом к точным и научным знанием вашего сына.

И опять хочется привести пример. Мама с папой приводят мальчика к нам. Сидит передо мной на стуле мальчик с понурой головой, начинаем разговаривать о том, что он любит, видит ли свои трудности в учёбе, почему бывает трудно, что мешает. И постепенно видишь, как мальчик оживает, перестаёт оглядываться на родителей, говорит о том, что умеет и сожалеет о том, что не получается. Ребёнок уже спокойно разговаривает, глядя мне прямо в глаза, нет потупленного взгляда. Понимаешь, что мальчик нуждается в понимании и поддержке. И тут мамин «командный» голос: «Вот, видите, какой он у нас «тютя», ленивый и нецелеустремлённый. Правда, папа!» И папа, также потупив взгляд, согласно кивает головой.

Учить хорошо нужно как мальчиков, так и девочек. А чтобы это было не только правильно, но ещё и психологически комфортно нужно понимать, что дети — это «два больших мира», но они очень разные, поэтому и учить их нужно по — разному. Мы — женщины пытаемся сформировать у мальчиков модель мужского поведения, но этого сделать не сможем никогда! Поэтому мы за активное участие отцов в обучении и воспитании. Все важные вопросы я решаю с отцами мальчиков. Часто, особенно заленившемуся или расшалившемуся ученику, бывает достаточно сказать: «мне очень хочется рассказать о твоём поступке папе». Я не знаю, что говорит папа сыну в каждом отдельном случае, но положительный результат чувствую очень быстро.

Как часто мы женщины жалуемся по жизни на мужчин, говоря, что они нас не понимают. Но ведь мальчик и есть будущий мужчина, а мальчика учим и воспитываем мы — женщины. Так, давайте с самого рождения смотреть на мальчика как на мужчину и растить его так, чтобы во взрослой жизни у него был успех, и ни одна женщина (мама, бабушка, воспитательница в детском саду, учительница, любимая девушка, начальница на работе) не смогли назвать его «тютей».

Ваш директор.

Историческая справка

До ХХ века раздельное обучение мальчиков и девочек господствовало повсюду. Совместное обучение в России было введено практически сразу после 1917 года и стало естественной частью общей политики новой власти.

В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, раздельное обучение было введено в школах Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик и стало частью возвращения некоторых форм дореволюционной жизни — от армейских чинов до мундиров. Но всё равно в мужских и женских школах занималась только небольшая доля учеников — к примеру, не больше 2% по РСФСР.

С 1 сентября 1954 года совместное обучение в СССР было полностью восстановлено, и помимо суворовских и нахимовских училищ никакого иного мужского среднего образования в стране не существовало.