Медицинское сопровождение учебного процесса – залог успешности ученика и учителя.
Школа и детский сад принимает детей от 1,5 до 18 лет (11 класс). Работает учреждение с 8.00 до 20.00. Разновозрастные дети и режим занятий школы полного дня требует постоянного присутствия медиков в школе и большой диагностической, профилактической, лечебной, коррекционной работы.
Состояние здоровья детей нашего учреждения в целом не отличается от состояния здоровья детей города Санкт-Петербурга. Детей с I группой здоровья практически нет. Много детей с функциональными нарушениями (II группа здоровья). На первом месте — дети с ортопедическими нарушениями (нарушение осанки), на втором месте — функциональные нарушения нервной системы (ВСД, синдром нарушения внимания, гиперактивности).
1. Профилактика ортопедических нарушений
Большое количество ортопедической патологии у детей с одной стороны связано с гиподинамией, а с другой стороны имеет значение врожденная слабость мышечно-связочного аппарата. В детском возрасте происходит интенсивный рост скелета и мышечно-связочного аппарата. Необходимые для этого вещества поступают в организм в основном с пищей, поэтому в нашем учреждении большое внимание уделяется организации питания.
У нас питание пятиразовое, после третьего урока (молоко, бутерброд). Питание сбалансировано по белкам, жирам, углеводам, с достаточным количеством овощей и фруктов согласно санитарным нормам для детских садов и школ. Если ребенок не переносит какие-то продукты питания, ему готовится другое блюдо, равнозначное по питательной ценности. Кроме того, составляется раздельное меню для школы и детского сада. Руководствуясь санитарными нормами, мы стараемся готовить те блюда, которые детям нравятся, периодически вводим новые, анализируем количество пищевых продуктов на одного ребенка каждые десять дней. Большое значение имеет, конечно, и то, в какой форме подается тот или иной продукт. Так, чтобы школьники пили молоко, мы стали раздавать его в индивидуальной упаковке по 200 грамм и обязательно с трубочками.
В школе и детском саду мебель соответствует росту детей (по нормам САНПИНа). Кроме того, большое внимание уделяется обучению правильной позе при сидении в 5, 6, 7 лет (старшая, подготовительная группа), так как в «период вытягивания» усиливается проявление ортопедической патологии, и легче приучить ребенка правильно сидеть в более раннем возрасте, чем во 2-3 классе. При формировании правильной позы при сидении, если мебель по росту, стимулируется работа мышц поясничного отдела туловища, разгружаются мышцы плечевого пояса. Из-за слабости мышц спины детям хотелось бы сидеть за более высокими столами, чем указано в нормах САНПИНа, так как в данном случае мышцы спины отдыхают, но тогда работают с перегрузкой мышцы плечевого пояса, появляется перенапряжение мышц плечевого пояса, мышц шеи. А при синдроме перенапряжения мышц плечевого пояса у ребенка снижается кровоснабжение головного мозга, особенно снижается отток крови по венам. При этом ребенок быстрее утомляется во время учебного процесса, может усиливаться гипермоторность, снижаться внимание, память, могут быть головные боли. Синдрому напряжения мышц шейного отдела способствуют и стрессы нашей повседневной жизни.
Для улучшения мышечного корсета детям с ортопедической патологией проводится курс оздоровительного массажа, с акцентом на конкретные группы мышц, о чем указывает в карте по массажу врач ЛФК после проведенной диагностики. Курс состоит из 10 проводимых процедур, или если ребенок часто болеет, то чередуются 5 дней массажа с пятидневным перерывом.
Для профилактики плоскостопия в детском саду большое внимание уделяется рациональной обуви, особенно для детей до 5 лет. Рациональная обувь — это жесткий задник, широкий каблук (до 1см) и, желательно, стелька-супинатор. Ношение только одной рациональной обуви, без массажа и гимнастики, не дает эффекта при плоско-вальгусных стопах. Поэтому в детском саду проводятся ежедневно после дневного сна босоножие по массажным коврикам. После дневного сна в детском саду проводится также бодрящая гимнастика: по Воробьеву в средней группе, а в старшей и подготовительной группе — остеопатическая гимнастика (из программы «К здоровой семье через детский сад»). Эта гимнастика улучшает движения в шейном, грудном и пояснично-крестцовом отделах позвоночника, улучшает кровоснабжение головного мозга.
На занятиях в группах детского сада, а также и в школе на уроках обращается внимание на необходимости движения, смены поз, проводятся физкультминутки (по 2 на занятии). Физкультминутки чередуются по направленности: для профилактики зрительного утомления, для разгрузки позвоночника, для концентрации внимания, для расслабления кистей рук и плечевого пояса. Используются традиционные физкультминутки и элементы телесно-ориентированной терапии. Детям с выраженной ортопедической патологией (III группа здоровья) даются индивидуальные упражнения на дом по лечебной физкультуре.
Со всеми детьми детского сада и начальной школы, не занимающимися проводятся занятия по лечебной физкультуре. В младшей группе детского сада на занятиях ЛФК решаются задачи профилактики плоскостопия, развития координации дыхания, даются общеразвивающие упражнения. В старшей и подготовительной группах большое внимание уделяется воспитанию осанки, формированию мышечного корсета, а также дыхательной гимнастике и общеразвивающим упражнениям. В школе основными задачами ЛФК также являются воспитание осанки, формирование мышечного корсета; даются упражнения на концентрацию внимания, на взаимодействие правого и левого полушария головного мозга. Для воспитания осанки, тренировки равновесия используется мяч-фитбол. Для улучшения работы сердечно¬сосудистой системы и системы дыхания проводятся занятия на тренажерах («Элипсоид», «Гребля»). Детям с выраженной ортопедической патологией составляется индивидуальный комплекс, который разучивается с родителями для выполнения дома 2-3 раза в неделю. На занятиях ЛФК в школе отводится специальное время для выполнения 1-2 упражнений, особо необходимых для данного ребенка.
2. Профилактика частых острых респираторных заболеваний
Для дезинфекции воздуха в группе, спальне, столовой нами используется установка «Дезар-4». Используя эту установку систематически (1 раз в день по графику) и при осложненной эпидемиологической ситуации (2 раза в день), мы заметили ее эффективность. Преимущество этой установки в том, что она передвижная, достаточно легкая, может работать в присутствии детей, правда, эффективность ее на 50% ниже, чем без присутствия людей. В пустом помещении эффективность 85% при соблюдении положенного временного режима на количество квадратных метров. Весь персонал соблюдает график проветривания, есть градусники для проверки температуры в помещениях.
В период повышенной заболеваемости, обычно в октябре-ноябре и январе-феврале, мы после согласования с родителями проводим детям детского сада курс «Гриппферона» с профилактической целью. В ноябре-декабре проводится курс специального питания с ис-пользованием продуктов пчеловодства фирмы «Тенториум» (вдетскому саду и начальной школе). В феврале проводится курс общего ультрафиолетового облучения № 15 на фоне аскорбиновой кислоты в возрастной дозировке с учетом противопоказаний. В апреле-мае проводится курс кислородного коктейля на основе солодки.
Большое внимание уделяется питьевому режиму. В столовой имеется кулер для старших школьников. В рекреации младших школьников и в каждой группе сада есть бутылки с помпой и одноразовые стаканчики.
В нашем учреждении все мероприятия по оздоровлению проводятся только по согласованию с родителями. Родители расписываются напротив фамилии своего ребенка в графе «согласен», либо «не согласен». По желанию родителей проводится вакцинация против гриппа. Проводится разъяснительная работа с родителями с целью избежания привода больных детей в детский сад и школу.
3. Профилактика функциональных нарушений нервной системы (синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности)
Детям с такими нарушениями очень важно соблюдать режим сна и бодрствования: несмотря на гиперактивность, утомление мозговых функций у них наступает быстрее. Дети 1-2 класса и всех групп детского сада у нас спят днем 1,5 часа, соблюдается режим прогулок; у нас не бывает, чтобы какие-то мероприятия были вместо прогулок. Если ребенок в детском саду поздно заснул в тихий час, то его разбудят позже всех.
Если ребенок, особенно школьного возраста, жалуется на головную боль, а при этом его гипермоторность еще больше возрастает (обычно АД у него =90/60), то он снимается с урока, получает настойку элеутерококка в возрастной дозировке, отдыхает в медицинском кабинете или в спальне; через 1-1,5 возвращается в класс при улучшении самочувствия. Обычно это бывает при перепадах атмосферного давления. Делать замечания ученику по поводу его гиперактивности бесполезно, так как он со своей гиперактивностью сам справиться волевым усилием не может. Если головные боли повторяются часто, ребенок обследуется у невропатолога и проводится курсовое лечение совместно с родителями (в учреждении и дома).
Для гиперактивных детей на ЛФК уделяется внимание упражнениям на расслабление, упражнениям для концентрации внимания, для ориентировки в пространстве, для вза-имодействия правого и левого полушария, для улучшения кровообращения головного моз-га; исключаются игры большой подвижности. Занятия заканчиваются расслаблением за 5 минут до конца урока, чтобы ребенок мог лучше переключиться с одного вида деятельности на другой. Проводятся индивидуальные курсы Дэнас-терапии № 7-10 детям с гиперактивностью.
По данным виднейшего доктора-остеопата, профессора Виолы М. Фрайман у таких детей из-за нарушения симметрии костей черепа, соотношения первого позвонка и головы, нарушается анализ увиденного одним глазом в соответствующем этому глазу участке коры головного мозга, так как этот участок коры чуть смещен, то есть происходит смещение так называемых зрительных осей. Похожая картина наблюдается и со слуховым анализатором. Информация из одного уха не попадает для анализа в нужный участок височной доли, а может попасть в часть участка височной доли противоположного уха. У таких детей часто нарушено кровообращение головного мозга, что мы видим по данным сосудистых исследований (допплерография, реоэнцефалография-РЭГ, триплексное сканирование артерий головного мозга), есть определенные нарушения на энцефалограмме, но интеллект у детей сохранен. Если мы знаем, что, например, Петя сидеть на уроке спокойно может 5 минут, а потом он будет завязывать шнурки, приседать, вставать, но при этом он видит и слышит, что делает учитель, то мы не заставляем его словами сидеть смирно, потому что он от замечаний учителя спокойным не станет. У педагогов существуют свои подходы с учетом рекомендаций психолога по поводу преобладания восприятия (зрительного или слухового) у данного ребенка. Я, как врач-педиатр, врач ЛФК, обследовав ребенка, изучив его анамнез, побеседовав с мамой, рассказываю педагогу об особенностях ребенка, не сообщая диагноза, чтобы ребенок стал более понятен для специалистов учебного процесса.
В группах детского сада существуют листы здоровья, которые составлены врачом, где указаны рекомендации воспитателям, группа здоровья, группа физкультуры каждого ребенка. В школе то же самое отмечается в листе здоровья классного журнала.
В ноябре в школе проходит диспансерный осмотр врачами МАПО (Медицинской Академии последипломного образования).В школу приезжают 8 специалистов – практикующих врачей высшей и I категории: невролог, кардиолог, ЛОР, окулист, хирург, ортопед, эндокринолог, а также ЭКГ-установка с лаборантом. По согласованию с родителями, детей осматривают, дают рекомендации, родители при желании могут побеседовать с врачами. После окончания диспансерного осмотра врач учреждения доводит до сведения родителей данные осмотра и рекомендации. Так как врачи диспансерной бригады ежегодно одни и те же (в течение 5 лет), то хорошо видна динамика, которая в основном положительна.
4. Оценка эффективности оздоровления и работа с родителями
В нашем учреждении каждый сентябрь и при поступлении нового ребенка проводится обследование всеми специалистами. Врач-педиатр и врач ЛФК проводит осмотр, антропометрию, функциональные пробы (проба Штанге — задержка дыхания на вдохе, проба Генчи — задержка дыхания на выдохе, перкуссия грудной клетки), оценку осанки, положения головы, динамометрию (оценку силы мышц рук, мышц спины, живота). Функциональные пробы проводятся детям, начиная с подготовительной группы. Данные обследования заносятся во вкладыш к форме Ф-42 по ЛФК и в медицинскую карту ребенка.
Педагоги, психолог, логопеды также обследуют ребенка. По завершении обследования обсуждается план работы с каждым ребенком, достижения и перспективы на этот год. Родители вызываются на консультацию к специалистам, где им сообщаются результаты обследования. В декабре проводится промежуточная диагностика, в апреле — заключительная с анализом динамики.
Все эти сведения доводятся до родителей в письменном виде. Родители получают от врача и медицинской сестры оздоровительную карту в мае, где указаны также оздоровительные процедуры, прививки, проведенные в учреждении ребенку, даны советы на лето. К карте прикладываются характеристика логопеда и психолога (в динамике). В нашем учреждении осуществляется медицинское сопровождение учебного процесса наряду с психологическим, мы стараемся сохранить и улучшить здоровье каждого ребенка. И это дает хорошие результаты в учебном процессе, так как педагог лучше понимает особенности развития ребенка и, исходя из них, строит индивидуальный учебно-воспитательный процесс. Мы следуем своему девизу: «Здоровый человечек — счастливый человек».
Светлана Станиславовна Новикова. Имеет специализации: врач-педиатр, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.