Моя знакомая первоклассница, когда закончит какое-нибудь дело, говорит «Ф-сс-ё». Вот и я, позвольте, скажу так же, раз уж отчёт мой праздничный. Мы прожили очень сложное время, мы учили детей в очень трудных обстоятельствах. А что, собственно говоря, было трудным? Мы что, раньше не знали, что такое компьютер, что такое дистанционное обучение? Конечно, знали! Просто нам хотелось думать, что это «нам не надо», «мне это зачем?», «я не умею и не сумею никогда». Школы, поставленные в ситуацию, когда выбора нет, начали учить.
Мы дистанционно работаем давно, потому что у нас есть спортсмены, целых 5 классов. Теперь уже есть и одиночники — спортсмены, и просто ученики, которым некогда ходить в школу. Но это несколько другая работа. И, тем не менее, «врасплох» нас карантин не застал.
27 марта были сделаны очень толковая таблица в Google, школьный скайп. Доступ к таблице получили все: учителя, ученики, родители. Все участники образовательного процесса обменялись адресами электронной почты, скайпа, телефонами. Ежедневно учителя-предметники заполняли таблицу: новый материал, домашнее задание, формат урока и, как результат, выставлялись оценки. А дальше ученик выполнял задание и присылал его учителю на почту или на школьный скайп.
А вот тут- то и началось «самое интересное». Ребята не всегда вовремя посылали задание (и выполняли тоже). Но это нормальный учебный процесс! Разве так не бывает при очном обучении? Сначала мы планировали давать по скайпу только основные предметы, также физику и химию. Но уже на второй неделе поняли, что всё нужно давать по скайпу. Классы у нас и так достаточно небольшие, но решили разделить на подгруппы.
А потом увидели, что есть дети, которым нужен только индивидуальный контакт с учителем. Ученики начальной школы все по скайпу учились индивидуально. Вся программа до 19 мая выполнена. Подготовка к ЕГЭ И ОГЭ идёт в штатном режиме, не вместо уроков, а плюс к урокам. Мы даже классные часы проводили каждую неделю. Самыми перегруженными за этот месяц оказались учителя, нагрузка у них возросла в полтора раза.
Мы провели Педагогический Совет, общее собрание родителей. А вчера у нас был праздник «Здравствуй лето! До свидания, школа!». Праздник проводили на платформе ZOOM. Готовились к празднику, как всегда, ответственно. Очень рады были видеть всех детей, родителей, учителей. Приятно было видеть, как родители, на экране улыбались учителям, махали рукой. Это были искренние эмоции. Однако, уже к концу праздника, мы все услышали чужой телефонный разговор. На фоне наших слов и музыки шла беседа по телефону, которую мы, а нас было 61 человек, слушали, испытывая неудобство от того, что это чужой разговор. Расстроились ли мы? Немножко. А я радовалась тому, что мы на уроках не использовали никакой платформы. Всё делали по скайпу, общаясь практически один на один с учеником.
Сегодня первый день отдыха, когда можно просто подвести итоги. Все в последнее время боятся, что дистанционное обучение заменит школу, что дети не захотят вернуться в классы. Из своего опыта работы директора школы, который впервые столкнулся с массовым дистанционным обучением, могу сказать, что дистанционное обучение зависит от учителя и только от него.
Можно принимать сколько угодно законов, но если учитель не готов, не умеет, не хочет, тут никакой закон не поможет. Когда я читаю в соц. сетях отрицательные отзывы родителей о работе учителей, мне становится обидно и досадно. В том, что произошёл такой форс-мажор, школы не виноваты. И учителя не виноваты, и дети, и родители. Так уж случилось! Поэтому нужно было с самого начала объединить усилия, стать более терпимыми к обстоятельствам и помогать друг другу.
У меня отличные учителя, которые не подвели меня в трудный момент. Я очень уважаю их. А такой непростой опыт для них стал обучением. И не на каких-то курсах, после которых всё равно мало что можешь, а своим собственным опытом, который им пригодится. Все помогали друг другу, коллектив очень объединился, но объединился не только вокруг педагогической проблемы, а вокруг каждого ученика. И принцип Станислава Теофиловича Шацкого (уже в течение 25 лет это и наш принцип) — «передавать ребёнка друг другу как драгоценную «эстафетную палочку» — стал ещё более актуальным.
Я очень благодарна нашим родителям, потому что раздражение и непонимание ушло на второй неделе. А вместо этого пришла хорошая учебная работа. Я не знаю, но очень надеюсь, что 1 сентября мы все встретимся в школе, и опять поедем в Павловск, и всё будет как всегда. Но мы готовы к любой работе, поэтому родителям не нужно беспокоиться.
А захотят ли дети учиться только дистанционно? Думаю, что нет! Вот, что говорят по этому поводу наши ученики:
Мысли вслух… (7 класс)
Марк: Я заканчиваю 7 класс. Четвертая четверть была очень странной. Появилось дистанционное обучение. Сначала я думал, что дистанционное обучение прикольное, думал, что не нужно рано ехать в школу. Оказалось всё ужасно. В объятиях школы есть что-то, чего я не могу объяснить, в ней есть что-то живое. Поэтому мне не нравится дистанционное обучение.
Олег: Закончился учебный год. Мне все четверти понравились, кроме четвертой. Это ужасная четверть. Конечно, никто не предполагал, что всю четверть проучимся на дистанционном обучении. Мне в голову не приходило, что карантин будет длиться так долго. Я не люблю учиться дома. Я люблю учиться в школе. Там мне могут подсказать, ещё раз объяснить тему. И ещё в школе я могу пообщаться с друзьями, погулять с ними, поиграть. Все-таки учиться лучше в школе, а не дома.
Дарина: Этот учебный год очень отличается от всех предыдущих. Я очень люблю весеннее время и мне нравится ездить в школу. Но в этом году все вышло иначе. Еще в конце января начал появляться вирус, и уже спустя пару месяцев об этом знали все. Из-за вероятности заболеть, мы все сидим по домам, а на улицу выходим только в перчатках и масках. Сейчас мы учимся онлайн, уроки по полчаса и по два-три урока. Год назад я очень хотела учиться дистанционно, но сейчас могу сказать, что обучение лучше в обычной жизни. Я хочу, чтобы карантин наконец-то закончился и началась учеба вживую.
Ваня: Я считаю, что обучение вживую более правильное, чем дистанционное. Обучаться на дому сложнее, чем в школе. На дистанционном уроки длятся 30 минут, их меньше, но большую часть заданий приходится делать самостоятельно, без помощи учителя. Хотя я мечтал больше находиться дома и дольше заниматься на компьютере, дистанционное обучение показало, как это нелегко. Также мне не хватало живого общения с друзьями, одноклассниками, учителями.
Кирилл: Заканчивается учебный год, и я перехожу в восьмой класс. В этом году у меня появилась возможность поучиться по дистанционному обучению. И я решил, что лучше учиться вживую. Ты встречаешься с друзьями.говоришь о том, что произошло в жизни, о переживании на уроке, подкалываешь друзей.В живом общении можно подойти с вопросом к учителю Раньше я хотел дома сидеть, долго спать. Но скоро понял, что это скучно и мне очень хочется в школу. С какими мыслями я заканчиваю учебный год…
Саша: Ну вот, я закончил шестой класс, то ли это хорошо, то ли плохо. Этот год был немного странный, мне пришлось перейти из одной школы в другую. И в первый день мне эта школа понравилась! Стены цветные: синие, оранжевые, желтые. Ребята оказались очень дружелюбными. В 4 четверти пришлось учиться на дистанционном обучении. Именно в этот момент я понял, что я люблю и хочу в школу. И вот все заканчивается! Надеюсь вернуться сюда в следующем году.
Сережа: Мое обучение в шестом классе окончено. Для меня этот год был очень сложным, особенно после третьей четверти. Нам всем пришлось учиться дома. Этот опыт показал, насколько удобнее и роще учиться в школе. Я рад, что этот учебный год наконец-то закончился.
Женя: Этот учебный год пролетел незаметно. В этом году я взглянула на учебный процесс по-другому: были и трудные моменты, и веселые, и даже грустные. Мне было сложно влиться в коллектив, но я смогла это сделать и сейчас я дружу со всеми ребятами. Было много смешных моментов с новыми друзьями, мы даже устраивали фотосессию. У меня появилась лучшая подруга Соня, с которой я переживала волнительные моменты: выступления, концерты перед всей школой, но сейчас, когда мы все обучаемся дома, мы лишены всего этого. Я надеюсь, следующий год начнется ярко.
Тимур: 6 класс был для меня неоднозначным: с одной стороны, я помирился с Серёжей. С другой- у меня появилось много трудностей, но именно они сделали меня умным и повзрослевшим юношей. Вот смотрю я на себя в детстве и уже не узнаю себя, потому что из малолетнего и глупого борца за справедливость стал мирным, взрослым и умным юношей.
Прохор: Вот учебный гол пролетел незаметно, и я закончил 6 класс. В этом году я нашел новых друзей и учителей. Я познакомился с новыми одноклассниками. Надеюсь, что следующий год будет ещё лучше, я добьюсь своего.
Плюсы и минусы дистанционного обучения (9 класс)
+ … стал более ответственным, собранным, хотя в начале, было тяжело… осознал, что значит остаться без друзей и любимых учителей…
— … тяжело контролировать сроки выполнения домашних заданий… нет возможности сразу задать вопросы учителям …
+ …время уроков и количество меньше, чем в школе… больше свободного времени…
— большой объем самостоятельной работы… технические проблемы во время уроков…
+ … можно обустроить свое учебное место, как хочешь… различные дополнительные образовательные программы в Интернете…
— … долгое сидение у компьютера подрывает здоровье…
+ … возможность обучаться в любом месте (даже на даче)… индивидуальный подход…
— … чтобы учиться самостоятельно, нужна сильная мотивация…
Выводы 9 класса: учиться дистанционно можно дополнительно к учебе в школе… такое обучение нужно тем ученикам, которые по состоянию здоровья, или по какой-либо другой причине, не могут ходить в школу…
Учиться в школе лучше, так как там вкусно кормят, есть друзья, меньше проблем со сдачей выполненных работ, проще связаться с учителями и т.п.
Вот теперь действительно «ФСЁ…!» . С праздником, друзья, всем удачи!
Ваш директор.