Праздник памяти

Неделя, такая богатая на события, сегодня заканчивается «Праздником памяти», памяти и благодарности тем, кто оказался в кольце блокады, выжил и сумел сберечь в душе не только то, что было очень трудно, а и то, что для них — это было детство. Простите, за такое вступление. Я сердечно поздравляю всех ветеранов и желаю им крепкого здоровья. Сегодня хочу сказать о детях, живущих в XXI веке, о детях не знающих забот, о детях благополучных. Нужны ли им, сегодняшним, праздники «человеческой памяти»?

23 января я повезла детей своей школы (с 1 — по 8 класс и учителей) в Лисий Нос. Я жила и училась в Лисьем Носу. А Лидия Валентиновна Скобелева была в то время старшей вожатой. Я очень уважаю школу № 438 за ту работу, которую она делает, за воспитательную работу. Нас прекрасно встретили. У школы мы посадили в автобус Лидию Валентиновну и приехали на залив на Малую дорогу жизни. Никто раньше о ней не слышал.

Затем поехали к замечательному памятнику, постояли, послушали Лидию Валентиновну, положили цветы, помолчали. Дальше была дорога к храму. Я много вожу детей, и куда бы мы не приезжали, храм посещаем всегда. Нам повезло, шла служба, а потом отец Алексей говорил с детьми. Как же хорошо он говорил и как правильно! Перешли дорогу и перед нами радушно открыла свои двери прекрасная библиотека. Мы посмотрели фильм, заглянули во все уголки библиотеки, и дальше нас ждала любимая 438-я школа.

Школа встретила вкусными пирожками в столовой, потом была экскурсия в школьный музей. Спасибо большое всем, кто нас принимал. Спасибо директору школы Людмиле Александровне, работникам столовой и тем девочкам, что встречали нас у дверей и провожали по школе. Огромная благодарность библиотеке и её заведующей Елене Николаевне. Я не знаю, как поблагодарить отца Алексея, просто нет такого опыта, и не берусь дословно повторять его мудрые слова, но они очень правильные: «образование от слова образ, какой образ перед ребёнком стоит, таким и будет образование. Если перед девочкой или мальчиком образ из глянцевого журнала, то… (собственно происходит то, над чем сейчас «педагогика голову ломает», почему так сильно изменились дети , что с этим делать). Очень слова запали в душу и мне и учителям.

Уезжали мы из Лисьего Носа в очень хорошем настроении, а я — как — будто дома побывала. А Лидии Валентиновне низкий поклон и огромное спасибо за то , что она – кладезь исторической мудрости и знаний.

А 25 января я водила детей в трамвайный парк. Мы дружим с этим парком. У нас с сестрой есть особая причина. Мама наша начинала там работать водителем трамвая. Группе моих учеников было поручено возложить цветы к памятной доске вместе с Александром Дмитриевичем Бегловым. Стоим на улице, ждём Александра Дмитриевича – подъехал, подошёл к нам и первое, что сделал, потрогал носы у маленьких учеников: «носы тёплые, не замёрзли», а потом вместе с детьми и ветеранами к памятной доске. Как же гордились наши дети. Затем был митинг и концерт уже в депо парка. Слова наш глава города говорил добрые и понятные, поздравлял ветеранов, трамвайщиков и много раз обращался к детям. К детям – как к «наследникам», нашему будущему. А потом мы катались на «блокадном трамвае» до кольца на улице Наличной и обратно. Устали все, но очень были довольны. Пришли в школу и обсудили все события недели.

Так вот, о детях! Мы много с ними ездим в разные города, у нас абонемент в Эрмитаж, ходим по другим музеям и храмам, любим театр, занимаемся патриотическим воспитанием. Я всегда смотрю на своих учеников, как они слушают. Для меня это очень важно! А слушают они всегда очень внимательно! Значит нужно им всё это, очень нужно! И тогда «образ» перед ними будет правильный, и вырастут из них замечательные люди. Люди, которые помнят и ценят своё прошлое, прошлое своей страны, своего народа, не только помнят, но и передадут это своим детям, внукам. И тогда победить нас не удастся никому и никогда, потому что можно победить население, а народ — нельзя!