Как подготовить ребенка к школе?

Каким видит родитель своего ребенка в школе? О каком ученике мечтает каждый учитель?

Конечно же, ученик должен быть здоровым, весёлым, активным, дружелюбным, безусловно, умным, в целом – УСПЕШНЫМ УЧЕНИКОМ. От чего зависит успешность? Можно ли её смоделировать на будущее, можно ли подготовить ребенка к школе так, чтобы у него не было никаких проблем, или их было очень мало.

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка, который раньше не сталкивался с какой-либо формой регламентации своего существования. В школу приходят самые разные дети, у каждого из них свои таланты и свои слабые стороны. А школьная жизнь требует от них подчинения общим правилам и требованиям. Готов ли ваш ребенок к этому? Будет ли он успешным в школе? Как сделать процесс привыкания к новой реальности для ребенка более комфортным и быстрым?

Мы различаем два направления готовности ребёнка к школе:

  • личностная готовность
  • психолого-педагогическая готовность

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Личностная готовность к школе

АДАПТАЦИЯ к школе

  • Дисциплина
  • Индивидуальные особенности (типы темперамента)
  • Новая среда общения (застенчивые дети, агрессивные дети, влияние телевизора, компьютера, электронных игр)
  • Общение с учителем
  • Ответственность

Вопрос адаптации к школе – главный вопрос, который должен волновать родителей на этапе поступления ребенка в школу.

АДАПТАЦИЯ – «приспособление», может проходить по-разному, разное количество времени, с разным объемом усилий, проблем. Адаптировать ребенка к школе можно еще до его прихода в школу.

Основные проблемы адаптации

1. Дисциплина

Основная деятельность дошкольника – это ИГРА. Главная особенность игры у дошкольника – свобода, нерегламентированность. В школе все сложнее. Ребенку приходится выполнять определенные требования, которые ставит перед ним школа. Нравится или не нравится, а придется выполнять.

Как преодолеть трудности с дисциплиной?

  • Подготовить ребенка к трудностям
  • Учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Необходимо понимать к какому типу темперамента относится ваш ребенок. Обычно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Из всех четырех типов наиболее сложным является холерический темперамент.

ХОЛЕРИК

Энергичный, активный ребенок, может быть ГИПЕРактивным, СВЕРХэнергичным. Главная особенность – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такому ребенку трудно успокоиться, переключиться на другой вид деятельности. Для него сложны занятия, требующие усидчивости и внимания. Трудно сдерживать свои эмоциональные порывы.

Советы: подыскивать школу, где учителя практикуют игровые методы обучения, интенсивно заниматься с ребенком, приучая его к регламентации времени и действий.

САНГВИНИК

Энергичный, подвижный ребенок с высокой работоспособностью, не устает во время игр и занятий, легко переключается с одной деятельности на другую, не склонен впадать в депрессию. Проблемы с адаптацией такие же, как у холерика.

ФЛЕГМАТИК

Преобладают  замедленные реакции (темп речи, двигательная активность) – это основной внешний  признак флегматика. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность, усидчив, внимателен, медленно начинает любое дело, но, приступив к работе, доводит её до конца. С трудом переключается на другой вид деятельности.

Проблемы на уроках: быстрый темп работы не для него, может отставать в понимании и усвоении материала, медленно реагирует на вопросы учителя.

Советы:  проводить тренинги на реакцию, важна работа во взаимодействии, чтобы был соревновательный элемент; обратить внимание учителя на особенности ребенка; обратиться к школьному психологу.

МЕЛАНХОЛИК

Самый слабый тип темперамента – низкая работоспособность, быстрая утомляемость, высокая чувствительность. С трудом выдерживает интенсивные интеллектуальные, эмоциональные и психические нагрузки; испытывает трудности в общении со сверстниками, взрослыми и, в целом, с окружающим миром. Нуждается в частых перерывах в деятельности, индивидуальном подходе.

Положительные черты – как правило, меланхолики – это творческие люди, обладающие высокой чувствительностью; в последствии могут проявиться актерские, художественные, музыкальные способности.

Советы: очень внимательно отнеситесь к выбору учителя для вашего ребенка, поддерживать своего ребенка, помогать ему в преодолении трудностей.

2. Новая среда общения

Школьный коллектив – это группа, которую ребенок не выбирает сам, это фиксированная структура, с которой ребенку приходится жить и общаться долгое время. Могут возникнуть проблемы в общении:

  • Застенчивые дети. Таких детей очень много.

Таким детям трудно контактировать с другими детьми, трудно быть в центре внимания; трудно общаться с учителем. Ребенок часто попадает в стрессовые для него ситуации: учитель требует ответа на вопрос, сердится на молчание ребенка, думает, что ученик что-то не выучил и т.п.

Решить проблему застенчивости не просто, но необходимо, ведь застенчивость – это отрицательная черта.

Советы: заниматься тренингом с ребенком – включать его в контакты с другими, поощрять его активность словом и делом, вызывать его на разговор, обсуждение общих вопросов, чтобы ребенок высказывал свое мнение, поощрять домашние выступления (чтение стихов, разыгрывание сценок и т.п.).

  • Влияние ТВ, компьютера

Привыкание ребенка к телевизору, компьютеру, электронным играм. Ребенок, общаясь с электронными источниками информации, становится пассивным зрителем, от него не требуются реакции на увиденное, высказывание своего мнения, он просто воспринимает  информацию, накапливает её. Компьютерные игры – ещё большее зло – в компьютерной псевдореальности ребенок начинает ощущать себя «полубогом», управляющим миром, он не прислушивается к мнению других, не выстраивает правильно модель поведения, ведь его поступки никто не оценивает, он ни за что не отвечает… Реальный мир становится для него непонятным, иногда страшным, он уходит от общения с реальными людьми.

  • Агрессивные дети

Один из мощных факторов, влияющих на правильное вхождение ребенка в новую среду – агрессивность. Понятие агрессии очень широко. Агрессивность понимается как  стремление причинить ущерб другому человеку. Агрессия прослеживается в поведенческих реакциях ребенка.

Повышенная агрессивность приводит к множеству проблем в школе. При взаимодействии агрессивного ребенка с другими детьми возникает устойчивое неприятие его коллективом, вырабатывание у других детей стойкого негативного отношения к ребенку. Дети отвечают агрессивному ребенку теми же реакциями. Часто в конфликт вступают родители, что еще более осложняет взаимоотношения детей в коллективе.

Многие родители склонны прощать своим детям всё, что угодно, но такое терпимое отношение вряд ли проявят чужие дети и взрослые, когда ребенок выйдет в большую жизнь.

Советы:

  • необходимо найти причины такой агрессивности (копирование поведения родителей, научение агрессии в процессе непосредственного приобретения негативного опыта (проявил агрессию к другим – никто не заметил, отобрал игрушку у другого – никто не объяснил, что так делать нельзя и т.п.), чрезмерное увлечение видео, телевизором, компьютерными играми с элементами агрессии и т.п.;
  • «фильтровать» источники информации (мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и др.);
  • необходимо предупреждать агрессивные проявления, объяснять ребенку, что можно решить проблемы, конфликты другими способами.

3. Общение с учителем

Ребенка надо готовить не только к общению с детьми, но и к общению с учителем. В дошкольном возрасте у ребенка был свой круг общения с взрослыми – родители, бабушки, дедушки, знакомые  родителей, врачи, руководители кружков. В школе у ребенка появляется взрослый человек – учитель, который регламентирует его жизнь. Его нужно слушать и слушаться, выполнять его требования. Ребенок должен знать, что учителей нужно называть по имени и отчеству.

Выделяются два стиля общения учителя с детьми в школе: авторитарный и демократический. Какой подойдет вашему ребенку – сложный вопрос. Это зависит  от многих факторов. Конечно, идеальный стиль – демократический . Для  демократического  учителя важны проявления инициативы учеников, что является комфортным  условием учения для учеников. Авторитарный учитель более жестко определяет всё в учебном процессе. Такой стиль может понизить  интерес ребенка  к учению и к школе в целом , «убить» инициативу ребенка, сделать его безвольным инструментом в усвоении необходимых знаний.

Совет: если существует возможность выбрать учителя, то однозначно, это должен быть учитель с демократическим стилем.

4. Развитие ответственности

Ответственность является одним из важнейших факторов успешной адаптации ребенка к школе. Развивая у ребенка ответственность как личностную черту, мы закладываем фундамент зрелой личности. В широком смысле ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  делится на два типа:

  • Принятие ответственности на себя (от самого себя зависят успехи и неудачи, причины и того и другого человек ищет в себе)
  • Перенесение ответственности на других (успехи и неудачи зависят от других людей).

Вырабатывать ответственность нужно не за 2 месяца до школы, а намного раньше (с 4-5 лет).

Советы:

  • развивать ответственность можно, предоставляя ребенку свободу в принятии решений (эти решения должны быть адекватны к возрасту ребенка и широте проблемы);
  • объяснять ребенку, что он не только принимает решение, но и должен отвечать за его последствия;
  • закреплять ответственность  ребенка взрослой поддержкой, похвалой;
  • повышать самооценку ребенка, его веру в свои силы (формирование позитивной «Я-концепции»).