Трудных детей не бывает…
В нашем учреждении существует такая практика: при поступлении детей в школу или детский сад с ними проводится диагностика с целью выработки оптимального для ребенка пути развития. Ее проводит не только психолог, но привлекаются педагог, врач, логопед, при необходимости — дефектолог. Результаты диагностики показывают индивидуальные способности и возможности, особенности ребенка. Одной из таких «особенностей», часто встречающихся в последнее время, является синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также минимальная мозговая дисфункция. О детях с такими проявлениями я хочу рассказать подробнее.
Проводя ежегодную диагностику, мы обратили внимание на увеличение процента детей со следующими особенностями: неумение планировать и организовывать сложные виды деятельности; неспособность уделять внимание одновременно нескольким аспектам выполняемого задания; неумение уловить сущность сложной ситуации, сопротивляться отвлекающим влияниям, поддерживать определенную поведенческую реакцию в ходе достаточно длительного периода, а также правильно рассчитывать и распределять время.
Обсудив свое «открытие» на межмодульном совещании со всеми специалистами нашей школы, мы обратились к медицинским картам и анамнезу таких детей. Мы выявили следующую закономерность: у таких детей, как правило, в анамнезе присутствуют какие-либо неблагоприятные факторы: перинатальная энцефалопатия, недоношенность, родовая асфиксия, длительные роды (длительный безводный период), родовые травмы, кесарево сечение, стимуляции при родах, заболевания матери во время беременности, в том числе токсикозы, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов и т.п. Все эти воздействия, как мы знаем, так или иначе сказываются на эмбрионе и в дальнейшем на развитии ребенка, все это обуславливает формирование определенных связей в коре головного мозга, отвечающих за дальнейшее развитие ребенка, формирование его двигательных, когнитивных функций.
При воздействии вышеперечисленных факторов в коре головного мозга возникают те или иные дисфункции, которые не являются органическими поражениями.
Посовещавшись с врачами, мы пришли к выводу, что у таких детей наблюдается минимальная мозговая дисфункция (ММД). Наш вывод подтверждался в дальнейшем врачом неврологом.
ММД — это функциональные нарушения, обратимые и нормализуемые по мере роста и созревания мозга. Но в то же время их еще называют биологическим фундаментом нарушений способности к обучению.
Чтобы разобраться в этом биологическом фундаменте, рассмотрим кратко закономерности развития головного мозга ребенка (биологическое развитие организма на всех стадиях подчиняется строгой закономерности):
1 этап – от начала внутриутробного развития до 2-3 лет. В это время формируется базис – 1 функциональный блок мозга, который обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Здесь формируются предпосылки будущего стиля психической деятельности и обучения ребенка. Еще во внутриутробном периоде ребенок определяет ход своего развития. Например, успешность родов зависит от сформированности систем мозга ребенка, ведь если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то неизбежна родовая травма, т.к. во время родов ребенок должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и т.д. Поэтому при недостаточной сформированности систем мозга плода достаточно велика вероятность недоношенности, переношенности, кесарева сечения. Проблемы, возникшие на данном этапе жизни ребенка, напрямую связаны с формированием речи в дальнейшем развитии.
2 этап – от 3 до 7-8 лет. В этот период происходит формирование 2-го блока мозга, формирование преобладающих функций полушарий мозга, определение «ведущего» из пар — руки, ноги, глаза, уши. На этом же этапе происходит формирование речи.
Основная функция 2-го блока мозга заключается в приеме, переработке и хранении информации. Здесь проходит совместная работа всех систем коры головного мозга. Например: для созревания Левого Полушария (ЛП) необходимо нормальное течение развития Правого Полушария (ПП). Фонематический слух (смысловое различение звуков речи) — это функция ЛП, но чтобы ребенок умел различать звуки, необходимо сформировать и автоматизировать тональное звучание в ПП через всестороннее взаимодействие с окружающим миром; если этого нет, происходит нарушение речевого развития.
3 этап – от 12 до 15 лет. На этом этапе происходит формирование межполушарных взаимодействий, что позволяет ребенку выстраивать собственную программу поведения, ставить цели, контролировать их выполнение, регулировать эмоции, речь.
Рассматривая проблемы детей с ММД, можно задаться вопросом, почему эти дети не стоят на контроле врачей и родителей еще с рождения?
Здесь дело в том, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова (это только констатация факта). Может быть, поэтому не все предают ей должного значения. Например, детей с пренатальной энцефалопатией в основном снимают с диспансерного учета в возрасте 1-2 лет и если родители не проявляют беспокойства, врачи этими больными не занимаются (хотя в некоторых случаях это может привести к задержке психического развития). Ребенок взрослеет, дефект усугубляется, обрастая вторичными отклонениями, но формально ребенок считается здоровым.
С другой стороны, действительно, ММД не является препятствием к обучению по общеобразовательным программам, в гимназиях, в ВУЗах. Но требуется соблюдение опре-деленного режима труда и отдыха (во избежание хронического переутомления).
Приведем характерные признаки ММД:
Важным для нас является тот факт, что дети с ММД страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-10 мин, а релаксационные паузы «отключки» увеличиваются до 3-5 мин. и более (при «отключках» внешняя деятельность ребенка не прекращается, но совершается автоматически и не осознается).
Являясь незрелыми, эти дети не обладают способностью к самоконтролю, они не могут конкурировать со своими сверстниками ни в школе, ни в жизни. Проблемы самоуправления возникают у ребенка с ММД в любой, в том числе учебной, деятельности, во взаимоотношениях. Ребенок сначала действует, а потом понимает свое действие, поэтому он часто воспринимается как агрессивный, но его «агрессия» — это реакция на несправедливость других в отношении к нему, т.к. процессы возбуждения и торможения проходят у него бесконтрольно.
Необходимо выделить специфическую группу риска детей — дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Данные проблемы также принято рассматривать только с точки зрения медицины, но обучать таких детей все равно нам с вами.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности является наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Для этого симптомокомплексахарактерны:
К основным признакам этого синдромокомплекса относят дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.
Синдром дефицита внимания характеризуется следующими признаками (6 из которых свидетельствуют о наличии у ребенка СДВГ):
У детей с СДВ — низкий психический статус, повышенная утомляемость, трудность в освоении чтения и письма, особенности вестибулярного аппарата (часто качают головой, смотрят по сторонам); такие дети часто не чувствуют боли, поэтому не умеют сочувствовать (возможны проявления агрессии).
Между тем эти дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающим. У них хороший общий интеллект, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди этих детей могут быть как одаренные дети, так и дети с ЗПР.
Для работы с детьми должны соблюдаться следующие условия:
Педагогам, работающим с детьми, у которых выявлены минимальная мозговая дисфункция (ММД) или синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), необходимо придерживаться следующих правил:
Родителям таких детей мы можем предложить следующие общие рекомендации:
Для своевременной диагностики рассматриваемых проблем мы рекомендуем применять следующие методы:
Хорошие коррекционно-развивающие результаты дают специально разработанные игры, которые мы рекомендуем применять. Далее приводится перечень используемых нами игр с указанием авторства, основных целей и кратким описанием хода игры.
Примерный перечень игр для детей:
«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.).
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» (синяя ладонь) — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.
Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Гвалт» (Коротаева Е.В., 1997).
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадать-ся, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
«Говори!» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: Говори! Давайте потренируемся: Какое сейчас время года?»
И хочу поделиться еще одним опытом работы с такими детьми. По какой бы причине не наступила задержка развития, она всегда связана с нарушением формирования представления о своем теле, о пространстве и времени. Ребенок не способен управлять своим поведением и активностью. Эти нарушения не позволяют ему эффективно использовать обычную учебную программу, помощь учителей и сверстников. Не позволяют адекватно общаться с окружающими. В своей практической работе с детьми я ввела элементы телесно-ориентированого подхода (это обучение детей работать с сегментами тела — упражнения для глаз, губ, шеи, груди, диафрагмы; массаж лица, упражнения с голосом, обучение правильному дыханию). Ниже перечислены некоторые разработанные и применяемые мной упражнения.
Работа с сегментами тела:
Упражнения для коррекции:
Конечно, игры и упражнения не являются панацеей, но они дают нам ответ на вопрос, что такое дефицит внимания у детей — может быть, это дефицит внимания нас, взрослых, к ним, к детям. Играя с ребенком в игры, мы не только развиваем его внимание, память и другие процессы, мы формируем в нем умение дарить внимание окружающим.
Ольга Алексеевна Власова, психолог, специалист высшей категории.