Слово директору

После мая всегда наступает… сентябрь!

Это моя любимая фраза. Я говорю её много лет, остужая горячие головы детей, которым кажется, что всё — ура, школьный год завершился, можно всем, кому ещё не грубил – нагрубить, все учебники, которые ещё остались в приличном состоянии – потрепать и, вообще, начать жизнь заново. Это, конечно, я говорю в шутку. Но я — директор школы и моя задача, заканчивая один учебный год, думать о новом. Большое количество родителей сегодня пытаются решить учебные проблемы детей одним способом – поменять школу. Это проще, чем поискать причину возникших проблем в ребёнке, семье. Решает ли это Ваши вопросы? … Не всегда. Часто приходят дети, поменявшие не одну школу за время учёбы. У меня есть золотое правило, я никогда не обсуждаю с родителями школу, из которой пришёл ученик. Понятно, что он пришёл с проблемой, и говорить об этом он будет со своей стороны, а если послушать школу, то будет совершенно другой рассказ. Меня интересует только ученик, его семья и то, как помочь.

Итак, о моей школе. Школа работает почти 23 года, понятно, что за это время у школы отработаны свои правила, школа богата традициями. Ни правила, ни традиции нарушать нельзя!

Школа полного дня обучения, вторая половина дня – это продолжение первой, поэтому посещение и активное участие в мероприятиях ребят всех возрастов и классов – обязательно!

А ещё мы за углублённую математику и английский ежедневно. В этом большой педагогический смысл. Математика развивает логику, а это очень важно. А английский за три часа в неделю выучить невозможно.

Домашние задания выполняются только в школе, и пока они не сделаны, домой уйти нельзя! Это делается не для удобства родителей (хотя, и для этого тоже). Важно проверить, может ли ученик закрепить свои знания самостоятельно. Как правило, самостоятельно, без контроля, не может. Зато становиться понятно, что ученик не усвоил на уроке.

Обучающий принцип в школе такой: объяснять ученику материал – пока не поймёт, учить — пока не научишь. Поэтому часто видишь учителя, который ходит за учеником и говорит: «пойдём, ещё раз объясню».

Школа ведёт очень большую внеурочную деятельность: абонементы в Эрмитаж, посещение театров, выездные экскурсии, лектории в библиотеках – это обучающие и воспитывающие программы. Фраза: «а я в Эрмитаже был 100 раз, и всё там знаю» — не проходит. А на спектакли мы ходим только хорошие, посмотрев их сначала сами.

Я кормлю детей в школе 5 раз, потому что учебная нагрузка большая – надо, чтобы ребёнок был сыт. Кухня у нас своя, продукты покупаем сами. Есть диетическое питание, всё посчитано по белкам, жирам и углеводам. Никаких вредных «вкусняшек» купить в школе нельзя (колу, сникерс, чипсы и т.п.).

У нас свой врач, который знает о здоровье учеников всё, и медицинская сестра, выполняющая все назначения врача. Мы занимаемся профилактикой простудных заболеваний и укреплением здоровья. В обязательном порядке проводится ЛФК.

А теперь о вредных привычках…

У нас отрицательное отношение к бранным словам, которые иногда употребляют ученики и, к сожалению, не только старших классов.

Подростковый сленг – это часть субкультуры нового поколения. Нравится это нам или нет, это другой вопрос. Но подростки так говорят, это надо принимать. Иногда ничего не поняв из сказанного, просим сказать фразу ещё раз. Как правило, за этими не очень понятными словами стоит обыкновенный смысл.

У нас категорическое отрицание вредных привычек – курение, употребление алкоголя, наркотиков. Этому нет, и не может быть оправдания!!!

Когда я обо всём рассказываю родителям, они принимают информацию положительно. Беседуем обязательно в присутствии ученика, он не очень радуется перспективе выполнения домашнего задания только в школе, а ещё больше не радуется невозможности уйти домой, когда захочется, но часто семья принимает решение в пользу нашей школы.

А дальше начинается самое интересное! Родители, которые, кажется, только и мечтали о такой учёбе, вдруг начинают «сдавать свои позиции»: ребёнку трудно… скучно… устал… как бы побыстрее сделать домашнее задание… завтра в школу не придём пусть отдохнёт… нездоровится… плохое настроение… не нравится учитель…не любит предмет… не пригодятся эти знания… вы очень строго подходите к учёбе… обещали индивидуальный подход… хотим уехать на отдых в середине четверти, полугодия и т.д. и т.п.

Ребёнка — ученика нельзя рассматривать отдельно от семьи. Сколько бы часов ученик не провёл в школе, возвращается он всегда домой. Родителям будет спокойно, если они поймут, что без соблюдения всех образовательных моментов успеха быть не может.

У нас есть две проблемы, которые мы пока не решили до конца –это школьная форма и наличие у ребят мобильных телефонов. Вопрос формы – серьёзный вопрос. Мы считаем, что ученик должен выглядеть в школе как ученик, а не как участник клубной вечеринки.

С телефонами, гаджетами ещё сложнее.

Мы согласны, что телефон расширяет систему социальных связей ученика и помогает реализовать ряд его социальных ролей, делает доступной широкую информацию во всех отраслях жизни, является источником и средой социализации личности и таким образом может стать сферой самореализации ребёнка. Телефон позволяет создать значимое для ученика сообщество пользователей сети, также выполняет релаксационную роль и многое другое.

Однако, мы видим, что навязчивый веб-серфинг создаёт информативную зависимость, при которой ученик проводит много времени в сети в поисках любой информации, появляется навязчивая потребность к общению в интернете, когда ученик предпочитает общаться в чатах, на форумах, социальных сетях, вместо реального общения. Появляется игровая зависимость (игромания), и ребёнок за компьютерными играми теряет чувство времени. А также формируется финансовая навязчивая потребность: пристрастие к покупкам или азартным играм и , наконец, фильмомания в Интернете.

Позволяя бесконтрольно пользоваться телефоном — не выпуская его из рук — мы, взрослые, отдаём ребёнка на откуп этой умной, но очень вредной игрушке, надеясь, что всё каким-то образом образуется само собой.

Как Вы понимаете, современный ученик в современной школе имеет другие «современные» проблемы обучения, отличные от тех, что были ещё 10 лет назад, с которыми, без совместных усилий семьи и школы, бороться трудно, а иногда и невозможно, если семья и школа не договорятся. Тогда семья начинает поиск новой школы, в надежде на то, что кто-то другой решит за них эти проблемы…

Сегодня считается, что школа предоставляет образовательные услуги. Нам не нравится это определение. Я, как директор, не считаю себя продавцом образовательных услуг, я — педагог, воспитатель для всего детского коллектива и для каждого ученика в отдельности. Моя школа учит, воспитывает, сохраняет здоровье ребёнка.

Если Вы разделяете мою точку зрения, приходите!