Версия для слабовидящих

Воспитание?! Вы о чём?!

Добрый вечер, уважаемые гости сайта. Подходит к концу учебный год, который был очень трудным. Все планы жизнь развернула на 360 градусов. Мы «расстались» с учениками почти на целый год. Мы все ушли на «удалёнку», даже если школа работала в очном режиме, мы все должны были соблюдать дистанцию. Дистанцию с детьми, родителями, друг с другом. И, если ещё учить на «удалёнке» можно, используя дистанционное обучение, то воспитывать ребёнка как? Поэтому тему, которую я обозначила в начале «Воспитание? Вы о чем?», мне очень хочется обсудить, потому что именно её пандемия и проверила на прочность.

Я не буду приводить слова корифеев — педагогики или знаменитых людей «что же такое воспитание». Трактовка этого понятия довольно многообразна. Сегодня общество пытается определить, должна ли школа воспитывать или только должна учить, что должен детский сад — развивать или воспитывать. Родительское сообщество, очень активно «ругая» школу или детский сад , предлагает, использовать новейшие технологии, разнообразные источники, как бумажные так и электронные.

Давайте, просто поговорим о межчеловеческом общении.

Много лет назад я слушала лекции по дошкольному воспитанию.
Перед тем как начать разговор педагог задала нам вопрос: «Скажите, зачем вы родили ребёнка?» Мы все были в некотором замешательстве, посчитав вопрос, по меньшей мере, странным. Нас в группе было 27 слушателей, отвечали мы очень уверенно, не минуты не сомневаясь в своей правоте, все ответы сводились к одному: «чтобы в старости было кому за мной ухаживать, стакан воды подать». Педагог нас слушала очень внимательно, а потом сказала, что цель наша довольно эгоистична, мы хотим ребёнка родить и вырастить для себя». «А для кого же нужно?» А нужно для него. Нужно все силы приложить, и воспитать ребёнка так, чтобы он был счастливым человеком, но это не значит, что ему нужно что – то дать, это значит, что его нужно всему научить, чтобы он был уверенным в своих силах и обязательно, чтобы ему было комфортно и с ним было комфортно. Прошло много лет и я всегда помню эти слова и понимаю, как права она (педагог) была тогда.
Родился ребёнок и планов у родителей на его воспитание и образование великое множество или….нет никаких. Надежда на хорошую генетику: «у нас в роду все образованные, воспитанные, порядочные» и так далее. Так хочется думать, но в жизни всё по -другому. Ребёнок ведь не только ваш, « вторая половина» тоже имеет родственников великое множество и свою генетику.

Сегодня так много разводов, плохо это или хорошо не знаю, конечно, нельзя жить вместе, если чувства ушли и вместо них остались одни руины. Развелись, но остался ребёнок, а то и не один. Как правило, возникают проблемы: с кем ребёнок должен остаться жить, кто должен его воспитывать и ещё много таких разговоров вокруг ребёнка. А , что же сам ребёнок, а ребёнок очень страдает, потому что разрушился привычный ход его жизни и часто он должен сам выбирать.

Но вернёмся к началу разговора о воспитании. Но разве, когда Вы говорите с ребёнком, вы его не воспитываете? Ругаете – воспитываете, хвалите – тоже воспитываете. Пока он маленький и находится только в обществе родных людей как – то ещё можно скорректировать подходы к воспитанию малыша между бабушками и дедушками с одной и другой стороны, между родителями. Кто должен заниматься воспитанием ребёнка, ответ однозначный – родители! И ответственность за его воспитание должны нести тоже родители. Но и все остальные, кто составляет «ближний круг» ребёнка тоже воспитывают. Словами, поступками, своим примером. Между всеми должно быть единомыслие и взаимопонимание, потому что цель у вас общая – ребёнок и воспитать вы его хотите очень хорошо. Например, слова молодой мамы: «Я своей свекрови не даю воспитывать ребёнка, её взгляды уже устарели и ничему хорошему и правильному она не научит, вот в интернете пишут …»
Минуточку, а как же мужчина, за которого вы вышли замуж и решили родить от него ребёнка? Тот любимый, единственный, прекрасный и замечательный, его воспитала и вырастила именно она, ваша свекровь? А в интернете за умными советами о воспитании «сидят» чужие люди, возможно не имеющие педагогического образования и самое ужасное часто не имеющие своих детей или внуков. Как можно давать советы, не имея своего собственного опыта, опыта общения с ребёнком. Когда ругают воспитателей детских садов мне очень обидно, я считаю, что лучше этой работы нет никакой, к большому сожалению, иногда ругают «за дело». Мне всегда хочется спросить воспитателя, который обижает ребёнка: « А вы можете себе представить, что так разговаривают с вашим собственным ребёнком?» Ответ, как правило, всегда отрицательный. Ясли и детский сад – это первое общественное место, в котором ребёнок получит свой первый социальный опыт. Хотелось, что бы этот опыт был положительным. В яслях, где дети совсем маленькие, часто и сказать-то ничего не могут, роль воспитателя очень велика . Его опыт, добрые руки, ласковый голос. В яслях должны работать взрослые женщины и обязательное условие — свой материнский опыт. Вряд ли молодая девушка, окончившая краткосрочные воспитательские курсы, понимает, что малыш может плакать, потому что у него режется зуб, болит животик или просто он хочет пить, а самое главное – скучает по маме. Его надо просто пожалеть – это первое и самое главное! Говорить с ним «командирским» тоном: «ну что ты всё ноешь и ноешь» — это бессердечно и не профессионально. Для ясельного ребёнка очень важен эмоциональный комфорт. Это и есть воспитание! А что же мама? Разве она не предупредила воспитателя о том, что ребёнку может просто нездоровится. Нет, он не болен, просто если нарушается такой комфорт, то это сразу же отражается на его настроении. Мне очень обидно, когда на форуме я читаю посты молодых мам о воспитателях. Это ужас какой – то! Называют воспитателя почему – то пренебрежительно «воспиталка». Как же вы отдаёте своего ребёнка воспитателю и не уважаете его работу? А ведь это тоже воспитание – Ваше воспитание, милая молодая мама!

Детский сад – это особое место, где очень быстрыми темпами у ребёнка развивается и формируется всё: мыслительная деятельность, физическое развитие, а самое главное его психические процессы, то, что даст ребёнку возможность потом не « утонуть в море житейском» — то есть в школе. Читать и писать его обязательно научат, а вот принимать школу не как игру, а как интересное занятие, одноклассников не как соперников, а как друзей, учительницу не как маму, которая должна всё для него делать и, чтобы помнила, что он самый лучший, самый умный, самый важный, а все другие дети – это просто так, а как учительницу, которая самая справедливая, самая спокойная, самая заботливая, но это учительница, и главная её задача — научить! Ребёнок должен прийти в школу совершенно готовым к ней. Я не об умении читать, считать и писать. Я о том, что он должен быть готов сидеть спокойно на уроке 35 минут, завязывать шнурки, застегивать брюки, пользоваться туалетом и ещё делать множество маленьких, но очень нужных дел, которым его должны были бы научить в яслях и в детском саду, но самый главный учитель – это мама. Это и есть воспитание – то воспитание, которое даёт маленькому ученику возможность чувствовать себя комфортно, потому что он всё умеет. А развивающие математика, физика , химия, английский язык – будут потом. А вот это с этим воспитанием можно опоздать.

Бывают дети, с которыми работать очень просто, весело, комфортно. А иногда видишь ребёнка и понимаешь, что всё не так. Не понимает он правил, не согласен он их выполнять, а поэтому находится в постоянной борьбе с обществом и самим собой, и надо приложить много труда, чтобы «отогреть», разъяснить, убедить. И учитель, часто обделяя своим вниманием и заботой весь класс, будет отогревать, объяснять, убеждать, потому что оставить как есть невозможно, потому для учителя важен общий психологический климат в классе и комфортное благополучие всех учеников. И тут вряд ли поможет какое-то массовое мероприятие, классный час на воспитательную тему, потому что такое воспитание, а это не что иное, как воспитание, носит межличностный характер. А что родители? Разве они не объясняли своему ребёнку, что твоё личное пространство заканчивается там, где начинается личное пространство другого человека и его нельзя нарушать. С ребёнком нужно разговаривать всегда, не отмахиваться ни от какого вопроса, потому что, не получив ответ от родителей, ребёнок будет искать ответ в другом месте. Кто знает, каким будет ответ. Есть тибетская мудрость, которая нравится мне только отчасти: «До 5 лет с ребёнком надо обращаться как с царём, с 5 до 12 лет как с рабом, после 12 лет как с другом».
Очень меня тревожит первая часть мудрости — «как с царём», боюсь, что этот маленький царь ни за что не согласится, чтобы последующие 7 лет было «как с рабом» и уж вряд ли тогда станет другом.
Я часто слышу как родители (особенно мамы) говорят, что они с дочкой как подружки – беда воспитания в этом случае одна, если я тебе подружка, почему ты меня контролируешь и запрещаешь. Родитель должен быть родителем со всей мерой ответственности понимать, что именно они отвечают за воспитание своего ребёнка.
И если вернуться к началу нашего разговора, мы понимаем — именно этот трудный год ещё больше обострил все проблемы воспитания, когда родители остались один на один с ребёнком с ребёнком и неважно какого он возраста.