13 июня, 142 года тому назад, родился корифей российской педагогики, признанный на Западе и забытый в России – Станислав Теофилович Шацкий. Как же это случилось? Почему педагогические идеи и мысли «повернуться к ребёнку» прорастали таким трудным опытным путём?
Молодая страна Советов хотела вырастить одинаковых граждан, «как стальные детали для станка», а Шацкий в это время говорил о природосообразности развития ребёнка, воспитывающей и развивающей среде. Говорил о «школе для ребёнка», о проектной и очень полезной деятельности, важности дополнительного образования. А ещё о том, что «без учителя, умеющего творить и понимать творимое, реформы школы быть не может».
Станислав Теофилович обогнал время и то, о чём он говорил и как понимал работу школы, пришло к нам совсем недавно, под видом различных инноваций, новейших технологий, новаторского опыта.
А ведь это всё уже было придумано Шацким, его соратниками и единомышленниками. И мыслями и опытом своим он охотно делился и перенимал полезный чужой опыт. Сегодня, к сожалению, мало кто знает о педагогических заслугах Шацкого, и это очень обидно.
Обидно, потому что идеи и мысли его сегодня для нас важны и актуальны, как и 80 лет назад, а может быть ещё важнее.
«Чтобы можно было построить идею разумной школы – назовём её трудовой, творческой, школой жизни, школой игры, школой радости, школой будущего – она должна самым тщательным образом опереться на ребёнка. Школа для детей, а не дети для школы. Всё, чему надо учить в такой школе, – это учить работать. С этой точки зрения понятие о разумной школе таково: школа есть место, где обрабатываются,
систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого».(С.Т. Шацкий 1924 год.)
Как всё просто и понятно.
Л. П. Фомина. 2020 год.