Дворянское гнездо

«Хорошее общество может существовать и не в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, умные и образованные».

А. С. Пушкин

Эти слова Александра Сергеевича Пушкина служили лейтмотивом нашего проекта.

В этом году вся школа работала над литературно-краеведческим проектом «Дворянское гнездо». Придумала и руководила проектом Кузьмина Екатерина Игоревна – учитель истории и культуры Санкт-Петербурга. Главными в проекте были обучающиеся 8 класса.

В своём исследовательском проекте мы исходили из предположения, что в начале XХI века (смена эпохи) необходимо осмыслить, принять и возрождать духовно-этические традиции философии жизненного уклада дворянских семей с целью обоснования общего и различного в мироощущении и проявлении духовно-этических качеств человека – совести, ответственности, благородства, милосердия.

Кроме того мы ставили перед собой обучающие задачи: ознакомление с этапами проектной деятельности, с целью формирования у учащихся общего умения систематизировать и обобщать полученную информацию.
Этот проект сегодня очень актуален, потому что ощущается активный рост интереса к утраченным ценностям национальной культуры и попыткам их возрождения.

Понятие «Дворянское гнездо» нами рассматривается как символ «малой родины», семьи.

Мы знаем, что в разные эпохи были разные стили воспитания, так например, в IV — ХIII веках «бросающий стиль», когда ребёнка дома не воспитывали.

К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. «Дворянское воспитание» – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают».

Выявление духовно-этических идеалов дворянства ребята рассматривали через:

  1. Духовную жизнь дворян: веру, праздники, традиции, меценатство.
  2. Дворянские фамилии: род, герб, виды дворянства, известные русские фамилии, государственная служба, военная служба.
  3. Светскую жизнь дворян: литературные салоны, балы, дуэли, театры, скачки.
  4. Воспитание и обучение дворянских детей: домашнее воспитание, няни и гувернантки, школа,
    лицей, гимназии, университеты.
  5. Быт и жизнь дворян: архитектура особняков и поместий, одежда, посуда, еда, предметы искусства.

Ребята были в Пушкинских горах, где для них провели великолепный литературный салон, в Юсуповском Дворце, посмотрели и обсудили фильм «Звезда пленительного счастья», и др.

Через наш проект проходили и все важные праздники школы: «День Царскосельского Лицея», «Посвящение в ученики», «Рождественский бал» (праздник Нового года), «День Защитника Отечества» (Отечественная война 1812 года), Международный Женский День – 8 марта (женские образы в литературе и искусстве XIX века).

Как результат — отличные работы детей. Иван Костенко провёл экскурсию для всей школы о воспитании и образовании детей дворянского сословия XIX века, Валерий Сердюков написал книгу: «Дневник молодого дворянина», Сережа Семёнов написал свою родословную, Гоша Щукин подготовил отличную презентацию по быту и жизни в своих поместьях дворянских семей, Антон Терехов рассказал о значении благотворительности в XIX веке через историю благотворительных базаров, собрал «палестинскую корзинку» с антикварными вещами XIX века.

Работали над проектом дружно, помогали учителя и родители, работа такого дружного тандема и привела к достойным результатам.

Мне хочется закончить словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки»

Спасибо большое всем ученикам, родителям, учителям!